UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чью душу скрипка растревожит

Не так давно в Запорожье прошел XI Международный конкурс молодых музыкантов Михаэля Стрихаржа. Поч...

Автор: Андрей Мерхель

Не так давно в Запорожье прошел XI Международный конкурс молодых музыкантов Михаэля Стрихаржа. Почти одновременно с этим событием вышло специализированное издание «Скрипичные мастера Украины», в котором, пожалуй, впервые дана столь подробная информация об уникальных отечественных самородках, посвятивших себя скрипичному делу.

Праздник высокой музыки впервые прописался в Запорожье. Но музыкальный форум уже имеет свою историю, так как проходит в одиннадцатый раз. Это событие привносит новое в понимание творческого процесса как юными музыкантами, так и их многочисленными поклонниками. На протяжении всего музмарафона в зале, где проходил конкурс, а это Запорожское государственное музыкальное училище имени Майбороды, царила замечательная атмосфера. Здесь смычки и клавиши начинающих музыкантов дарили слушателям произведения Паганини и Венявского, Баха и Шуберта, Шопена и Гайдна, Моцарта и Шостаковича… Международный конкурс Михаэля Стрихаржа (маэстро является основателем форума, он в свое время получил музыкальное образование во Львове и спустя 26 лет после эмиграции из СССР не порвал связь с Украиной) на сей раз оказался весьма заметным и по составу участников, и по творческим результатам.

Чтобы показать свою виртуозную игру, в Запорожье собралось более 70 музыкантов из разных регионов Украины, Польши, России, Молдовы и Беларуси. Традиционные участники престижного творческого соревнования — талантливые дети, которые обучаются в специальных музыкальных школах Киева, Львова, Харькова и Одессы, а также в музыкальных заведениях Херсона и Запорожья, Запорожской, Донецкой, Черниговской областей.

Встречу с классической музыкой разделило и жюри одиннадцатого Международного конкурса, в состав которого кроме Михаэля Стрихаржа вошли именитые исполнители из России, Польши и Германии. Но юных музыкантов это не смутило. Они исполняли серьезнейшие конкурсные программы, длившиеся порой по 20 минут, содержавшие самые сложные музыкальные приемы. И это произвело впечатление как на зрителей, так и на компетентное жюри. К тому же до конца конкурса сохранялась интрига: судьи не оглашали оценок до самого последнего дня конкурса. В итоге первые премии получили 12-летняя скрипачка Марина Груман из Санкт-Петербурга, 14-летняя львовянка Диана Михалевич, а также пианистки — 14-летняя София Белянская из Одессы и 12-летняя киевлянка Мария Петрова. Они увезли домой еще и денежные награды, оказавшиеся «по-взрослому» высокими. К сожалению, государство сегодня, как известно, не очень активно поддерживает серьезную музыку. И у политиков, как всегда, много своих забот. Впрочем, отрадно, что запорожский музыкальный праздник опекала Юлия Тимошенко, и во многом он и состоялся благодаря этому.

Каждый, кто окунулся в мир профессиональной музыки, не мыслит своей жизни без определенного инструмента. Теперь, к примеру, ценители скрипки смогут открыть малоизвестные страницы истории этого инструмента в украинском контексте благодаря новому изданию «Скрипичные мастера Украины», в котором собраны сведения обо всех известных украинских скрипачах начиная с XVII века и до наших дней. Эта книга составлена Сергеем Голубоким и стала как бы экскурсом в мир уникальных скрипичных мастеров нашей страны. Ведь история создания скрипки — отдельный сюжет. Так, бельгийский ученый Франсуа-Жозеф Фетис считает колыбелью смычковых инструментов Гиндустан. Согласно другому предположению, струнные инструменты зародились не на востоке, а на севере, в Скандинавии. Английский исследователь Джон Харт считает, что в Испании струнных инструментов не было до XII века, но к тому времени они были очень распространены в Германии и Англии. Чтобы доказать это, ученый приводит широко употребляемое и теперь название старонемецкой скрипки — geige (гайге). А украинским «предком» сегодняшней скрипки был овальной формы «гудок» с тремя поперечно натянутыми струнами…

Впрочем, каждый волен придерживаться той точки зрения на предмет происхождения инструмента, которая ему больше импонирует, и будет по-своему прав. Этому поиску древней скрипки и посвящен первый раздел энциклопедии.

Далее речь идет о месте этого инструмента в истории уже славянской культуры. Наши предки знали скрипку со времен Киевской Руси. Фреска на стенах Софийского собора в Киеве, где изображен скрипач, стала как бы подтверждением этого для исследователей Агаджаева и Ямпольского, которые первыми среди музыковедов установили, что скрипка — творение славянских народов. Этот инструмент пользовался большой популярностью в народной музыкальной культуре Украины и часто звучал в ансамбле с бандурой и цимбалами, а к ним еще присоединялся бубен. Это и привело к появлению многочисленных кустарных мастеров, изготовлявших скрипки и виолончели, которые потом распространялись среди народных музыкантов. Таким образом, творчество народных умельцев, которое в большинстве случаев подпитывалось лишь энтузиазмом и любовью к музыке, стало как бы подосновой для появления и формирования профессиональных мастеров, ярких индивидуальностей. Издание «Скрипичные мастера Украины» приводит малоизвестные имена украинцев, которые причастны к этому непростому делу. Причем здесь под одной «крышей» встретились, например, мастер Катковский, живший во Львове в XVIII веке; Кароль (Миколай) Савицкий, тоже львовянин, который считался одним из лучших австрийских мастеров, а наряду с ними просто любители-самоучки. Что касается сегодняшней ситуации в скрипичном деле, то здесь практически нельзя провести четкую границу между профи и самоучками. Потому как сейчас в Украине зарегистрирован Союз скрипичных мастеров, насчитывающий свыше 70 человек, но нет ни одного учебного заведения, где бы человек мог приобрести всестороннюю подготовку для реализации заложенных природой дарований. То есть получить всесторонние знания по музыке, материаловедению, основам аналитической химии, физики, музыкальной акустики, механической обработки древесины, по рисунку, черчению и т.д. Ведь мастеру, берущемуся оживлять дерево для того, чтобы оно затем заиграло своим многообразным звучанием уже в скрипке, все эти знания необходимы. Поэтому данные о скрипичных мастерах-умельцах, собранные в этом издании, помогут профессионально породниться всем, кто причастен к этому делу, а также узнать, когда, где и в каких условиях жили и творили те или иные мастера, сколько смычковых инструментов изготовили, кто из известных музыкантов играл и играет на них теперь.