UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чудеса, неподвластные разуму

Времена меняются, а «непонимание» — остается. Вот и я не понимаю…

Автор: Олег Вергелис

Ключевой мотив культурных страниц этого предновогоднего номера - ЧУДО. На экране, на сцене, в книгах, даже в цирке. И, как поется в одной песне: «Мы все спешим за чудесами, но нет чудесней ничего, чем…» Чем, «чудеса», которые происходят под «крышей» (которая едет не спеша) нашего общего дома.

Накануне Нового года, почесав затылок, я вспомнил вскользь лишь несколько «чудес», неподвластных разуму, которыми нас почти каждодневно потчует жизнь…

(Предупреждение. Формальный прием в заметках - как парафраз - культурно процитирован из околоперестроечного произведения Михаила Задорнова «Не понимаю!»)

Тот-таки Задорнов в былые времена с печалью написал: «Должен сознаться, что чем старше я становлюсь, тем больше я не понимаю…»

Времена меняются, а «непонимание» - остается.

Вот и я не понимаю… Зачем страна субсидирует миллионы гривен на кинопроизводство, если более-менее успешное кино в нашей стране снимают на частные, а не на государственные? «Дом с башенкой» Евы Нейман, «Кросс» Марины Вроды, «В тумане» Сергея Лозницы, «Вечное возвращение» Киры Муратовой. Что говорить о частных инвестициях «95 квартала», снимающего исключительно «свое кино» - и на свои кровные.

А то, что создается за госсчет, либо - коту под хвост, либо - чиновнику в откат. Либо… рак на горе свистнет, пока кто-нибудь, где-нибудь, как-нибудь это найдет, увидит и оценит.

Совершенно не понимаю… Зачем 20-ти нашим ведущим телеканалам такой загадочный вид офисной деятельности, как «пиар-служба». Никогда не пойму, что и зачем «пиарят» службы телеканалов - «2+2», «НТН», «Тет», «К1», «К2», etc. Что же вы пиарите, девушки? Да я скоро «Теленеделю» перестану покупать, и г-н Ложкин недополучит шесть гривен, потому что это «программирование» могу бесплатно предсказать и пропиарить на двадцать лет вперед. Тупой сериал, еще тупее шоу, совершенно неадекватные отдельные ведущие с выходками идиотов…

И еще не понимаю, в продолжение предыдущего мотива, отчего наше новое время породило трагический эффект (а скорее, дефект) абсолютной «неузнаваемости» многих актеров из массового телекино? Вот как было раньше? Снимется Рина Зеленая в течение трех лет в трех эпизодах по три минуты… И эту удивительную актрису невозможно забыть уже восемь десятилетий. А тут на кухне, избавляясь с помощью пульта от тотальных мылодрам (где одни и те же лица, одни и те же субъекты), я совершенно не могу идентифицировать - ни одной фамилии, ни одного лица. Не могу различить их. В чем между ними «большая разница»? Пока не дано понять, чем в художественном плане отличается, например, Снаткина от Арнтгольц? Под последней фамилией, как оказалось, действуют сразу две разные артистки. Хотя и родственницы.

В последнее время, правда, запомнил «Порошину». Но не по доброй воле, а по системному принуждению отдельных продюсеров, которые не могут найти другой исполнительницы в свою цикличную муру. Вот и не понимаю: в чем же специфика подобной «неузнаваемости»? В строгой требовательности отдельных ценителей? Или в тотальной бездарности всего производственного «цеха»?

Не понимаю… Почему уже десятилетие (не меньше!) никак не проходит мода на один агрессивный формат - телевизионных пародий? В любых ее разновидностях (чаще пошлых, нахальных). Неужели действует какой-то общественный закон «от обратного»: чем меньше подлинников в культуре (или даже в массовой культуре) - тем больше пародий на никчемные фальшивки? Я не понимаю… (А вот Цекало понимает).

Который год не понимаю… Ну как может обольстительная Юлия Высоцкая, занимаясь высококалорийной стряпней на всех рейтинговых телеканалах, оставаться такой худой, такой стройной, а местами даже тощей? У меня есть один вариант ответа… Все, что она готовит (на всех рейтинговых телеканалах аж жир трещит на сковородках!), - припасено исключительно для врагов ее мужа (кинорежиссера Андрона Кончаловского). Поэтому людям доброй воли подобное кушать не рекомендуется.

Можете даже рычать на меня, а я по-прежнему не понимаю: отчего это поп-группу «ВИА Гра» (в 2012-м вроде бы прекратившую свое существование под всенародные всхлипы) называют «женским коллективом»? «ВИА Гра» - это сугубо мужской проект со всеми вытекающими последствиями. Как бы безвременная «кончина» этой «вывески» в итоге вскрыла бесстыдные азартные игры «на деньги» двух таких же азартных мужчин. Что им бывшие или нынешние девушки, что им их фанерные (а какие еще?) голоса? Один (К.Меладзе), как бы на обломках прежнего бренда, устраивает многосерийное телешоу по отлову новейших клонов (чтобы «беленькая» и «черненькая»). А второй (Д.Костюк), не в силах смириться с такой нечеловеческой потерей, объявляет параллельный набор. Предпринимает, так сказать, ассиметричный ответ популярному композитору.
Так что «ВИА Гра» - это «Ласковый май» XXI века! Повторюсь, мужской проект. От коварных игр жестоких мужчин, к сожалению, уж так страдают бедные брошенки…

Или - вот как мне понять следующее… В Союзе писателей Украины насчитывается 1800 профессиональных писателей. А вне этого Союза насчитываются десятки литературных «тушек». А центральный киевский книжный магазин возле метро «Театральная» - по-прежнему - круглосуточно полупуст. Ни книг 1800 писателей, ни сотен их читателей. Пусто-пусто, как в моей душе во время просмотра очередного фильма режиссера Марюса Вайберга (типа «Ржевский против Наполеона»). Не понимаю…

И вот еще чего не понимаю. Допустим, покажут нам под Новый год в кинопрокате ремейк «Джентльменов удачи» с С.Безруковым (чтоб он сто лет жил). А затем к 8 марта покажут сразу два ремейка - на одну и ту же «Кавказскую пленницу». И пройдет лет эдак… двадцать… И какие же ремейки - и на что? - собираются снимать уже наши потомки?! Если «все», что было (ты как хочешь это назови!) - снято до них. Как ни верчу эту мысль в голове, а все равно чего-то не понимаю… Поскольку не нахожу в нашем новом времени ни одного качественного массового фильма (кроме «Бригады» и «Ликвидации»), достойного хотя бы упоминания в ремейках - спустя-то десятилетия. Вот, очевидно, и будет, спустя десятилетия, новая поросль создавать… ремейк на ремейк «Служебного романа-2» (после В.Зеленского). Или ремейк на ремейк «Иронии судьбы-2» (после Т.Бекмамбетова). Вот это я понимаю.

Не сегодня, не вчера, а несколько раньше, я как-то не понял… А зачем нашей нищей, по шею задолжавшей международному валютному фонду стране такое количество «творческих» вузов? Зачем? Поплавский, Карпенко, цирковые, другие увеселительные учебные заведения… Их тьмы и тьмы. Да еще и в разных городах. Для кого тужитесь, бедные преподаватели? Если здесь у нас скопом - оптом и в розницу (и не за государственный счет) - кадры для телевизора (как светоча прекрасного) массово готовит сам телевизор! Поющих, танцующих, худеющих, куховарящих. Представьте, какую экономию бюджету страны (при возможном переориентировании выброшенных на ветер средств) могли бы принести некоторые конструктивные государственные шаги… Скажем, заказывает телевизор себе пошлую музыку - вот пусть сам за нее и платит. А как же скрипачи-дирижеры, спросите? А этим гениям, видимо, придется подождать лучших времен… Когда на концерты симфонической музыки будут разлетаться билеты и залы заполняться под завязку. А что? Дичать - так дичать… Злая шутка, говорите? Так в каждой шутке - и есть (злая) доля нашей культуры.

И еще не понимаю совершенно, зачем некоторым «университетам культуры» - некие «Почетные Профессора» (оба слова с большой буквы) - парикмахеры? Жил себе не тужил цирюльник Голохвастов в XIX веке, и в голову не приходило драматургу Старицкому обзывать его «Почетным Профессором». А тут, на днях хвастается по телевизору Сергей Зверев из России: «Я же вам не как-либо что, а титулованный Почетный Профессор в Украине, у меня даже справка имеется!» И что возразить? «Потерявши голову, по волосам не плачут...»

Не совсем понимаю и массовой глупости некоторых наших людей, увлеченных театром… Ну зачем вам платить около 5 тыс. гривен (за два билета) - за халтуры каких-нибудь «мхатчиков»-захватчиков? Если в сто раз меньше можно заплатить за один билет в какой-нибудь киевский театр. И даже получить там удовольствие. Что вы, наивные, все еще живете в старинном советском убеждении, будто бы товары из московского ГУМа - самые лучшие в мире? Давно протухли те товары! Давно испустило дух Искусство в регулярно просматриваемых мной московских гастрольных произведениях (на которые вы ломитесь и швыряете за них же бешеные деньги). Дошло до того, что даже систему Станиславского некоторые московские поставили под сомнение… «Искорки» искусства все же можно найти - и здесь, рядом, недалеко. Театр на Печерске, Театр на Подоле, Театр на Левом берегу. Кое-что можно найти даже в трех наших Национальных… Пойдите, посмотрите, потом поймете.

И это далеко не все, чего я не понимаю. Вот, скажем, на тех-таки ведущих наших телеканалах запустили некий важный - «оральный» - формат. Это ток-шоу, где безбожно орут друг на друга ведущие и приглашенные (не всегда здоровые люди). На «Интере» такое есть, и на «Украине» тоже, на СТБ появилось. Мне говорят, что это очень полезные «оральные « шоу. Потому что помогают людям решать их насущные проблемы. Вот еще чего придумали. Хотя бы одного больного эти крикуны исцелили? Хотя бы одного голодного чем-нибудь (кроме своих басен) накормили? Хотя бы один канал с миллиардным бюджетом помог хотя бы одному нищему отечественному артисту в доме престарелых?

Вот когда помогут - тогда и я чего-нибудь пойму.

И еще раз о любви, об искусстве кино. Опять-таки, - не понимаю… Что это за тренд такой последнего времени - «возрождение национального кино»? Интересно, как - с помощью какого дуста - его можно взять и «возродить»? Это же не картошка, новый сорт которой посадишь в землю, затем прополешь, польешь, изведешь колорадского жука, а после - картофельный куст начнет в земле плодородить. А как можно «возродить» искусство кино, если его создают конкретные люди? И только наличие природных способностей определяет творческую потенцию этих людей - получится у них шедевр или все насмарку? Вот с Ларсом фон Триером мне все понятно. Датское кино никому не приходит в голову «возрождать», потому что есть один такой человек (и еще несколько его земляков), который не выносит мозги тамошнему «госкино», а творит себе, фантазирует, возрождает, понимаешь, искусство… И у нас есть таланты. И многие из них давно уж «наймитами» стали в чужих сериалах (критическое количество артистов киевских театров случайно замечено мной в мыльной продукции телеканала «Россия»!) Вот и пусть себе возрождаются-вырождаются. А мы, ничего не понимающие в их творчестве, подождем, пока искусство начнет плодоносить - естественным способом…