Кобза и бандура считаются национальными инструментами Украины. В XV в. украинских кобзарей приглашали в королевский дворец Польши, а в XVIII в. - к императорскому двору. Однако сегодня эти инструменты услышишь нечасто. Многие школьники видели их лишь на портрете Тараса Шевченко. Капеллы бандуристов обычно исполняют классический репертуар, украинские СМИ не популяризируют. Так национальное достояние и превращается всего лишь в музейный экспонат. Как помешать этому?
«Украинцы еще не открыли для себя всех возможностей и многогранности бандуры», - считает композитор Ярослав Джусь. Со струн его инструмента звучат металлика и этноджаз, произведения Стиви Вандера и Мирослава Скорика... Он уверен, что мелодиями бандуры можно озвучивать фильмы. А еще - что этот инструмент должен стать брендом Украины в мире.
Ярослав Джусь начинал свой путь в музыке не с нотной грамоты, а сразу с авторских произведений. Уже в четыре года садился за фортепиано и импровизировал собственные композиции. Импровизирует и до сих пор. Сознается, что музыкальную школьную программу исполнял без особого вдохновения. Удовлетворение получал от написания музыки. В 2004 году, заинтересовавшись бандурой, поступил в Стритовскую высшую педагогическую школу кобзарского искусства. Там встретил единомышленника - преподавателя Владимира Кушпета, одного из основателей известного ансамбля «Кобза», Кушпет уже в конце 1970-х годов играл на электробандуре. Ансамбль первым из всех коллективов Советского Союза побывал с коммерческими гастролями на американском континенте.
В идее осовременивать бандуру и открывать возможности ее звучания Ярослав Джусь окончательно утвердился во время своих выступлений. «Я видел лица молодежи, когда исполнял народные песни, и реакцию на джаз или металлику. Понял, что последнее может привлекать, потому что это эксклюзивно», - рассказывает бандурист. Говорит, что этника должна жить в двух плоскостях - сохраняться аутентичной и вместе с тем звучать по-новому, чтобы заинтересовать молодежь и поощрить к творчеству.
Однако сначала Ярослав Джусь не намеревался популяризировать бандуру. Он мечтал посвятить себя написанию музыки. Но со временем, стремясь развенчать стереотипы о национальном инструменте, решил взять участие в телешоу «Україна має талант-2». «Пойду и докажу, что бандура может быть интересной, а не только музейным экспонатом», - поставил себе цель Ярослав Джусь. И доказал. Миллионная аудитория впервые услышала как звучит на народном инструменте репертуар Леди Гаги, «Битлз». В полуфинале удивил всех исполнением на бандуре и фортепиано «Мелодии» Мирослава Скорика. Это выступление и стало визиткой выхода бандуры в современном звучании на международный уровень. Посольство Украины в Канаде предложило 22-летнему исполнителю сыграть «Мелодию» на церемонии, посвященной памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов. Позже Ярослав Джусь принимал участие в акции «Історичний потяг українських піонерів» к 120-й годовщине украинского поселения в Канаде. На конференции в Оксфорде бандуриста слушали дипломаты ЕС, Америки и Украины. А еще были Франция, Россия...
«Я играл под открытым небом. Возле памятника Шевченко в столице Франции исполнял «Бандуристе, орле сизий», около Эйфелевой башни - репертуар Джо Дассена, а возле собора Парижской Богоматери - песню Belle из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», - рассказывает Ярослав Джусь. Послушать бандуру можно и на мероприятиях проекта Ukrainian Party. На молодежных вечеринках в его рамках бандурист, стоя за диджейским пультом, крутит песни только на украинском языке. «Когда мне задают вопрос о языке, я отвечаю, что русский у нас везде. Мы знаем исполнителей России, но совсем мало - украинские группы. Их не транслируют по ТВ, радио. А они все равно продолжают работать. Причем их все больше. На вечеринках я популяризирую среди молодых то, что они не слышали», - рассказывает о цели проекта Ярослав Джусь. Говорит, что такие мероприятия имеют успех. Не удивил этот формат вечеринок только в Канаде. Потому что диаспора сохранила украинское.
Понимая, что бандурой, даже осовремененной, продюссеры в ближайшее время не заинтересуются, Ярослав Джусь сам создал коллектив. «Шпилястим кобзарям» лишь год. Среди их творческих успехов полуфинал шоу «Україна має талант-3» и суперфинал проекта в России «Минута славы». Участники группы в вышитых сорочках исполняли репертуар на украинском языке. И получили награду в номинации «Любовь всех меломанов России». Ярослав сознался, что хочет сделать что-то такое, что объединило бы всю страну. Считает, что сплотиться нам мешает чрезмерная амбициозность вроде печально известного «где два украинца, там три гетмана». Так вот, «Шпилясті кобзарі» - это макет объединенной Украины. Ведь участники группы представляют разные города: Киев, Ривне, Бровары, Донецк, Житомир и Чернигов.
Экспериментируют с национальным инструментом и участники Кобзарского слема, организованного Ярославом Джусем и братьями Капрановыми. Это соревнования бандуристов на этнофестивале «Країна мрій». Победитель этого года - кстати, из Одессы - Георгий Матвеев играет на бандуре, используя более десятка способов, большинство из которых изобрел сам.
Несмотря ни на что, инструмент восстанавливает свою популярность. Современные исполнители ломают стереотипы о бандуре, а молодежь - знакомится с ее новым звучанием. В прошлом году в Киевском музыкальном училище имени Глиэра и Стритовской высшей педагогической школе кобзарского искусства абитуриентов было больше, чем обычно. Так что, безусловно, экспериментировать с бандурой следует. Потому что национальному инструменту подвластны и этноджаз, и панк-рок, и металлика. Бандура сегодня уже не только музейный экспонат. А станет ли брендом Украины? Ярослав Джусь и его единомышленники в этом не сомневаются.