UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО УГРОЖАЕТ ИСКУССТВУ

Художественное произведение не может быть стоящим особняком явлением. Очевидно, что любое художественное произведение составляет часть целого - именно часть всей деятельности художника, творца...

Автор: Ольга Беляк

Художественное произведение не может быть стоящим особняком явлением. Очевидно, что любое художественное произведение составляет часть целого - именно часть всей деятельности художника, творца.

Этот же самый художник, рассматриваемый в связи с тем, что он произвел, также не является одиночным событием: это целое, более обширное, чем вся его собственная деятельность, есть школа или семья художников той эпохи и того времени, к которым он принадлежит.

Соответственно, чтобы понять какое-либо художественное произведение, художника или школу художников, необходимо в точности представлять себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому они принадлежат.

Историко-экономическая обусловленность внезапного и чрезвычайно сильного подъема искусства в некоторые эпохи безусловно существует. Первым делом следует принять во внимание то обстоятельство, что величайшие художественные эпохи всегда совпадают с революционными периодами. Это постоянное совпадение с подъемом искусства, несомненно, имеет тесную внутреннюю связь. Революционные эпохи - это те исторические периоды, в которые концентрируется закон развития. В результате этого развития в недрах общества постоянно развиваются новые силы.

В революционную эпоху это развитие прекращается с того момента, когда возможность свободного проявления новых сил становится потребностью общества. Концом же революционной эпохи служит тот момент, когда новые силы одерживают окончательную победу.

Если мы обратимся к первым годам становления независимой Украины, все эти предположения еще раз окажутся верными в данном отдельно взятом случае. Вспомните тот подъем, то головокружительное восторженное чувство, с которым многие из нас восприняли независимость собственной страны. В тот момент даже здоровый скепсис воспринимался как расхождение во взглядах и вызывал бурю негодования в душах моих соотечественников. Естественно, что события, имевшие место в то время, не могли не отразиться на творчестве украинских мастеров: при этом весь спектр оттенков настроения - от откровенно агитационных до всерьез обеспокоенных ситуацией - присутствовал на полотнах, в скульптуре и графике. Я намеренно не называю ни одной фамилии или имени, давая вдумчивому читателю возможность вспомнить наиболее понравившиеся работы времен первых лет «Праздника на Андреевском спуске».

Возвращаясь к исторической основе происходящего, следует заметить, что упадок революционных сил и тенденции, воцаряющиеся при этом в обществе, дают возможность, с одной стороны, упадка искусства, с другой же - появления принципа «искусство для искусства», с которым постоянно приходится сталкиваться.

Когда революционное движение выполнило свою историческую задачу, то новый «гегемон» «в интересах порядка» отказывается от революционного содержания своих требований. Однако никогда еще в истории ни один класс не отрекался от самого себя, стараясь, наоборот, как можно дольше сохранить свое господство.

Маятник общественного настроения замедляет свое движение, а потому искусство становится пропагандистским. Жар творчества становится помехой для спокойного использования плодов победы. Поэтому в хорошо сознаваемых собственных интересах, в целях спокойного и успешного использования завоеванного господства становится понятно, что бунтари от искусства и просто неординарные творческие личности будут преследоваться.

С момента утверждения независимости Украины прошло не так уж много времени, но надо заметить, что время больших перемен и социальных потрясений для нашей страны, слава богу, осталось в прошлом. Значит ли это, что творчеству угрожает опасность?