UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО ОТКРОЕТСЯ ДЛЯ УКРАИНЫ ПОСЛЕ «ОТКРЫТОЙ ЗОНЫ»?

Признайся, дорогой читатель, за последние годы тебе хоть одни раз приходилось покидать полупустой...

Автор: Елена Чередниченко

Признайся, дорогой читатель, за последние годы тебе хоть одни раз приходилось покидать полупустой зал кинотеатра с чувством мучительной боли за бесцельно прожитые полтора часа и бестолково потраченную довольно внушительную сумму купонокарбованцев. Вышеописанная ситуация проходит в нашей стране под кодовым названием «критическое состояние кинопроката». Впрочем, критическим состоянием чего бы то ни было теперь никого не удивишь. Но тем не менее, неразрешенные проблемы того же кинопроката волновать зрителя, по идее, не должны, ибо за те деньги, которые с него дерут за «фильму», ему должны показывать как минимум ленты братьев Люмьер в подлиннике и поить во время просмотра горячим шоколадом. А поскольку наше время характеризуется не только хроническим критическим состоянием чего бы то ни было, но и хроническими попытками выйти из этого состояния, то не обошли эти попытки и проблемы кинопроката. В связи с чем и состоялся в Киеве 8-14 ноября сего года киновернисаж «открытая зона-94».

В программу вернисажа входили кинотелевидеорынок и «круглый стол», на который приглашались директора и владельцы кинотеатров, творческие работники кино, специалисты директивных органов Украины, журналисты, призванные порассуждать на тему «Кинотеатр - приказано вы1-жить». Был в программе и информационный показ «Новое кино России», представивший «лучшие фильмы» российского кино последнего времени. По словам организаторов, целью «Открытой зоны» является «содействие деловому сотрудничеству в производстве и прокате фильмов, расширение международного культурного и информационного обмена, развитие предпринимательства в сфере кинотелевидеобизнеса». Девиз киновернисажа - «За единое культурное пространство!» Под этим девизом в Доме кино и «Украинском доме» были собраны владельцы и руководители киновидеообъединений, киностудий, телекомпаний, продюсеры, представители различных инвестиционных компаний, банков и рекламных агентств Украины, России и других стран СНГ.

Накопившиеся проблемы кинопроката в полной мере выплеснулись на обещанном в программе «круглом столе». Проблемы действительно трудноразрешимые и суть их сводится к одному: денег нет. Ни на закупку киношедевров или даже просто хороших фильмов (поэтому мы с вами тоскливо ерзаем в кресле, глядя на киноэкраны, покорно демонстрирующие отечественную муть и зарубежную «киножвачку»); нет денег и на качественные кинокопии. Участникам «круглого стола», конечно же, предлагались различные варианты решения трудностей - к тому же самые разнообразные: от действительно конструктивных предложений, подобных тому, которое сделал один предприниматель, придумавший следующее: переоборудовать кинотеатры под большие... супермаркеты, дабы таким образом перевести их на самоокупаемость (нет-нет, не волнуйтесь, работа этих супермаркетов подразумевает и показ фильмов. Хочется добавить, что давно уже пора обратить внимание на обширное пространство сцены Дворца культуры «Украина» - сколько там торговых рядов может уместиться!). Хорошо было бы, если бы результаты этой дискуссии хотя бы частично воплотились в жизнь. Хотя сама дискуссия напоминала плач у Великой стены, состоящий из отдельных слез несчастных кинодеятелей, но может быть, этот плач и станет главным результатом - а вдруг он окажется услышанным?..

Что касается информационного показа новых фильмов России, то и здесь, на мой взгляд, картина не менее радостная. Фильмы сами по себе, может, и лучше тех, которые крутятся в последнее время в кинотеатрах, но, Боже мой, - как надоело мне постоянно помнить о том, в каком безрадостном обществе я живу! Я прекрасно это знаю, я убеждаюсь в этом каждый день, и иногда так хочется прийти в кино и полтора часа пожить в другом мире, чтобы как-то отвлечься и отдохнуть измученной душой. Но нет, я смотрю на экран и вижу ту же безрадостность, беспросветность, безысходность. То же хамство, ту же грязь, те же убийства, те же волчьи законы. Это было актуально в период развернутой гласности, но сейчас это похоже на постоянные заботливые напоминания тяжело больному о том, что он-таки да - тяжело болен. Конечно же, нужны так называемые остропроблемные фильмы, но позвольте - ведь не только они нужны. А нельзя ли как-нибудь во благо зрителя разнообразить киносюжеты? Может, зритель хотя бы после этого перестанет рыдать над бестолково потраченными деньгами, которыми он оплачивает кинодейство. Но в основной массе «новое кино России» предлагает мне настойчивые напоминания о «свинцовых мерзостях» нашей жизни. Да еще и поливает отборным матом. Да-да, самым однозначным матом. Заматерилась (интеллигентная Чурикова, некогда игравшая Офелию, заматюкался изысканный Абдулов и даже некогда супернецензурное слово «трахаться» заменилось теперь на экране своим настоящим значением. Это в фильмах «Курочка Ряба», «Лимита», «Тюремный роман» мне воссоздают действительность - так объяснил один деятель от кинопроката пополнение лексикона Десятой музы. Вот уж воистину-когда молчит духовность, музы матерятся…

Ну и наконец, третья стадия вернисажа - кинорынок. На кафешных столиках, под кафешными зонтиками в вестибюле Дома кино шла купля-продажа. Не скажу, что бойкая, но шла. Результаты ее засекречены. Потому как данные о закупках фильмов на любых кинофестивалях по международным законам есть коммерческая тайна. Впрочем о засекреченных результатах мы скоро сможем узнать по афишам кинотеатров. Пополнятся ли они новыми названиями? Сможем ли мы позволить себе ввиду наших скромных финансовых «заслуг» посмотреть новые фильмы? Слово за страдальцем - кинопрокатом. Пожелаем ему выйти хотя бы на уровень российского. Там, конечно же, тоже не все о'кей, но несколько получше. Да и с кинопроизводством там обстоят дела пожизнерадостней - за год в России снимается 140 фильмов, 20-25 из них на государственные средства, остальные - на деньги меценатов, в том числе - 5-6 картин производится на иностранные деньги, как, например, «Курочка Ряба», снятая Кончаловским «за счет» французов.

Спасибо французам за «Курочку», спасибо отечественным меценатам за все остальное, и мы с удовольствием скажем спасибо тем, кто обратит свой взор на украинский кинематограф. А пока - спасибо устроителям «Открытой зоны» за то, что они посильными своими средствами пытаются разрешить проблему «критического состояния кинопроката».