UA / RU
Поддержать ZN.ua

Читатель и книга: студенческий роман продолжается

Издатель и читатель увиделись на Одиннадцатой киевской международной книжной ярмарке «МЕДВІН: Книжковий світ-2008», словно влюбленные студенты в людном парке.

Автор: Алина Бажал

Издатель и читатель увиделись на Одиннадцатой киевской международной книжной ярмарке «МЕДВІН: Книжковий світ-2008», словно влюбленные студенты в людном парке. Ибо, как поется в песне, «на інтимне нам не вистачає місця». Именно на масштабных выставках-ярмарках читатель получает доступ практически ко всем книгам, изданным в Украине за последнее время, да еще и по ценам производителя. А издатель имеет возможность пропиарить «горячие» новинки и сбыть недопроданные тиражи последних лет. Стать друг другу ближе мешает то, что отечественная сеть книгораспространения практически разрушена. Для ее нормального функционирования нужно, по меньшей мере, 22 тыс. объектов книготорговли, а у нас их — только шесть тысяч.

Книжных магазинов в одной только Варшаве больше, чем по всей Украине. А когда вы в последний раз видели книжную лавку в селе? В этом году, откликнувшись на предложение Госкомтелерадио, правительство распорядилось создать во всех регионах не менее одного книжного магазина на каждые 20 тыс. населения. Однако воплощать в жизнь написанное никто не спешит.

Из-за очень слабой рекламы многие новинки книжного рынка, которые могли бы заинтересовать читателя, остаются в тени. Почти нет у нас оптовых и дистрибьюторских компаний, которые изучали бы читательский спрос и удовлетворяли его широким ассортиментом изданий, обеспечивали своевременную доставку и расчеты между субъектами хозяйствования. В регионах жаждут новой украинской книги областные и городские библиотеки — что уж говорить о сельских, комплектующихся по остаточному принципу...

Этим, конечно, проблемы отечественного книгоиздания не исчерпываются. Обсуждая их с руководителями центральных органов исполнительной власти на рабочей встрече «Перспективы издательского дела Украины в условиях угрозы финансового и экономического кризиса», инициированной Украин­ской ассоциацией издателей и книгораспространителей в рамках ярмарки «Книжковий світ», представители отрасли были сильно обеспокоены. Хотя количество наименований книг, издаваемых в Украине, увеличивается, средние тиражи уменьшаются. Соответственно, на одного жителя Украины сегодня приходится 1,2 книги (в Европейс­ком Союзе — 5—8). К тому же себестоимость каждого экземпляра растет, что отражается на кошельке потребителя. А ведь совсем рядом лежат более дешевые и разнообразные российские издания...

18 сентября с.г. Законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины о государственной поддержке книгоиздания в Украине» был продлен льготный режим налогообложения хозяйственной деятельности субъектов издательской сферы до 1 января 2015 г. Но если бы стоимость книги зависела только от налогов! Украинская полиграфия зависит от привозной бумаги, а она дорожает. Существенная часть прибыли от продажи книг ложится в карман владельцам помещений, арендуемых издательствами и книжными магазинами. Льготного режима аренды государственного и коммунального имущества для «книжников» сегодня нет. Нет и льготного кредитования издательской отрасли — хотя, учитывая то, что творится в отечественной экономике, говорить о нем сейчас утопично. Кроме того, могут возрасти тарифы на пересылку печатной продукции и прессы — ведь Министерство транспорта и связи Украины решило ликвидировать ГП «Пресса» — подразделение «Укрпочты», которое до сих пор регулировало этот вопрос...

Существенно поддержать отрасль могла бы реализация пакета документов, подготовленных Межведомственной комиссией по вопросам содействия развитию отечественного книгоиздания и книгораспространения при вице-премьер-министре Украины. Ими регулируются такие актуальные вопросы, как льготная аренда, льготное кредитование, обеспечение населения книжной продукцией, голографическая маркировка импортной печатной продукции с целью предотвращения контрабанды, независимое финансирование публичных библиотек, которое дало бы им возможность самостоятельно закупать необходимые книги у отечественных издателей, и т.п. Однако из длинного списка утвержден только закон, касающийся налоговых льгот. Судьба остальных документов до сих пор не ясна, хотя Верховная Рада должна была принять решение по их поводу еще до 1 ноября с.г. Не выполняется Государственная целевая программа популяризации отечественной книгоиздательской продукции на 2009—2012 годы, разработанная Госкомтелерадио...

Кстати, хотя Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины делает для отечественной книги много хорошего (тот же льготный режим налогообложения), издательское дело теряется в этой структуре. Конечно, для эффективного решения «книжных» проблем необходимо объединение усилий всех органов государственной власти, но у отрасли должен быть хозяин, отдельный центральный орган исполнительной власти — Госкомиздат. Однако идея его создания нравится не всем.

Полтора года назад Украинская ассоциация издателей и книгораспространителей выступила с инициативой создания Государственного комитета по вопросам издательства и языковой политики. Предложение было рассмотрено на открытом заседании Национального совета по вопросам культуры и духовности 30 мая 2007 года, его поддержал президент Украины. Однако соответствующее распоряжение, поступившее в Кабмин 15 июня прошлого года, проигнорировали как предыдущее, так и нынешнее правительства.

И вот 3 октября с.г. в Кабинет министров поступило письмо от министра культуры и туризма Украины Василия Вовкуна, в котором он предложил вице-премьер-министру Ивану Васюнику передать книго­издание из сферы управления Госкомтелерадио в Минкультуры. При этом поинтересоваться мнением непосредственно заинтересованных людей — издателей, полиграфистов, книготорговцев, ведомственных ученых — никто не потрудился.

Следует отметить, что до 1963 года Министерство культуры УССР таки руководило издательским делом. Но какие выгоды даст переподчинение сегодня? Заместитель министра Ольга Бенч объяснила, что Минкультуры будет... лучше пополнять библиотечные фонды. Это при том, что в нашей стране в публичные библиотеки поступает 1% от общего выпуска литературы. Вот если бы как в Америке — 35% — было бы о чем говорить... 73 из 76 присутствующих на встрече руководителей издательств, полиграфических предприятий, ведомственных научных учреждений и публичных библиотек признали передачу отрасли нецелесообразной.

Ради справедливости следует заметить, что далеко не все проблемы украинской книги связаны с отсутствием должного внимания к отрасли со стороны государства. В мире — той его части, с которой нам хочется себя ассоциировать — книга является рыночным товаром. Тем не менее пенять на «отсутствие дистрибьюторской сети» уважаемым издателям кажется более перспективным, чем искать иных путей — хлопотных, но реальных. Нынешний «Медвин» — тому пример. Казалось бы, ярмарка — это место, где завязывают деловые отношения, где договариваются о сотрудничестве вообще и отдельных сделках в частности. И на «Медвине» этих охотников договориться — мелких оптовиков из уездных городков, которые ходили от стенда к стенду, было немало. Не все были удовлетворены. Потому что за многими прилавками издательств сидели преимущественно девочки-продавцы, которые на элементарную просьбу о прайс-листе испуганно расширяли красивые глаза, а никого более адекватного в пределах досягаемости не находилось. Издатели, потерявшие этих клиентов, наверное, не чувствуют себя обделенными — им интереснее сражаться за госзакупки, чем иметь дело с «мешочниками», которым все равно, что продавать — книги или дамские колготки. Ведь книга — это Миссия, Политика, Духовность, в общем, что угодно, только не презренный бизнес. Чего же в таком случае рыдать об отсутствии рынка?

…Среди разнообразия печатной продукции на ярмарке скромно приютились два стенда, где читателю ненавязчиво доказывали преимущества электронных книг. Подумалось: а может, пройдет еще десяток лет — и книжные выставки превратятся в конкурсы электронного оборудования для наиболее комфортного потребления литературы в текстовых и аудиоформатах? И грядущее поколение утратит ощущение кайфа от запаха книги, только что вышедшей из типографии, прикосновения пальцев к плотной шершавой бумаге, слаженного танца рисунков и текста на прямоугольной площадке листов... А может, мы увидим, как разойдутся пути книжной культуры: наряду с массовым электронным потреблением текстов будет существовать элитарное бумажное — для эстетов? И это будет классно. Не классно будет только в том случае, если литература — в любом формате — окончательно потеряет своего потребителя.