UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЧЕСТВОВАНИЕ» В КИЕВЕ

Протестуя против отключения ОРТ, киевляне шумною толпой кочуют по театрам. После весенних творчес...

Автор: Ирина Карпинос

Протестуя против отключения ОРТ, киевляне шумною толпой кочуют по театрам. После весенних творческих вечеров одиноких заезжих артистов осенний сезон пестрит разнообразием старых и новых гастрольных спектаклей: Театр Табакова сменяется «Антрепризой» Козакова, а в затылок Театру на Таганке дышит фестиваль Виктюка. Обо всех этих акциях пресса и телевидение уже сказали свое броское, иногда и веское слово, а мне хочется уделить внимание театру, который в Киеве еще никогда не был. Московский Театр Антона Чехова появился на свет в эпоху поздней перестройки как антрепризное объединение под руководством Леонида Трушкина. И, конечно же, первым спектаклем, который поставил режиссер, был «Вишневый сад». Отдав дань Чехову и своему учителю Анатолию Эфросу, Леонид Трушкин обращается к американскому драматургу Бернарду Слэйду в своем переводе и сценической редакции создает спектакль по пьесе «Там же, тогда же...». Американский трагифарс в исполнении Константина Райкина и Татьяны Васильевой, впоследствии играющей по очереди с Любовью Полищук, по сей день пользуется успехом у избалованной московской публики. Леонид Трушкин получил за этот спектакль «Золотого Остапа» и опять ушел с головой в классику. Совместно с театром «Сатирикон» он поставил ростановского «Сирано де Биржерака». Но изящный ироничный американец Бернард Слэйд не дает покоя режиссеру. Леонид Трушкин переводит пьесу «Чествование» и, разумеется, задумывается о том, кто сыграет главного героя. И вот что приходит ему в голову: «Когда я прочел «Чествование», я опять подумал о Валентине Гафте... А он - опятьо Шекспире (знал бы Шекспир, что о нем так много думают, наверняка бы написал что-нибудь специально для Гафта). Но есть же у нас артист, для которого Слэйд, сам того не зная, написал роль Скотти Тэмплтона! Имя его возникало так просто и ясно, что стало понятно: он и никто другой. Я пришел в его гримуборную и не уходил до тех пор, пока не уговорил. Замечательный артист, мой учитель, Александр Ширвиндт согласился играть Скотти Тэмплтона - судьба спектакля была решена.

Так появился спектакль «Чествование», за который Театр Антона Чехова и режиссер Леонид Трушкин вновь получают «Золотого Остапа». Спектакль признан лучшим драматическим произведением в области сатиры и юмора за 1993 год. Между прочим, вторым претендентом на «Золотого Остапа» в этой же номинации был Марк Захаров с «Женитьбой Фигаро». Но победило «Чествование», которое киевляне смогут увидеть собственными глазами в Театре им.Франко 6 и 7 декабря. И, надо сказать, это закономерно, потому что организаторы гастролей Театра Антона Чехова фирмы АМIТ и «Oriflame» совместно с «Яной» и TRAKS накормили нас в октябре табаковским «Ужином», а теперь пора и честь знать, то есть: устроить настоящее «Чествование».

31 марта, в день рождения Скотти Тэмплтона, его чествуют в одном из нью-йоркских театров друзья и близкие. Премьера спектакля, кстати, состоялась тоже 31 марта, в Москве. Друга Скотти-Лоу играет Михаил Державин. И по жизни, и на сцене они с Ширвиндтом, как сказал бы Маяковский, близнецы-братья. Разумеется, женщины Скотти-Ширвиндта тоже не лыком шиты, в этом спектакле только и слышно, как «звезда» с «звездою» говорит... Бывшую жену Скотти играет Вера Алентова, любимую проститутку - Любовь Полищук, а врача-любовницу - Ольга Волкова. Дело в том, что Скотти Тэмплтон, жизнелюб, ловелас и острослов, узнает о том, что он неизлечимо болен. Но хотя в эпиграфе пьесы сказано: memento mori (помни о смерти), эта трагикомедия о том, как главный герой любит жизнь и как все, с кем он когда-либо сталкивался, любят его, легкомысленного, неверного Скотти. Вот он выходит на сцену в свой день рождения после больницы и обращается к сидящему в зале сыну: «Чего бы я тебе пожелал, Джуд, так это - страсти... К чему-нибудь или к кому-нибудь... Страсти, которую ты пронесешь через всю свою жизнь. А сейчас разреши мне сделать признание: ты видишь перед собой человека, у которого эта страсть нескончаема».

Признаваясь в любви к пьесам Слэйда, Леонид Трушкин однажды заметил, что «этот мудрый человек пишет о любви, верности, одиночестве, никогда не прибегая к морализаторству и нравоучительности. Драматургию Слэйда зритель принимает с неизменной благодарностью, потому что в ней есть главное - ясность. Именно она определяет суть Бернарда Слэйда, несущего в себе те же искренность, простоту и человечность, которыми обладал Чаплин». Так что мне остается пожелать киевлянам полюбить Слэйда, Трушкина и Ширвиндта в эти декабрьские дни, как самого... Чаплина. Во всяком случае, побывав после «Ужина» на «Чествовании», можно надеяться на дальнейшее развитие нового театрального романа. Ударив «Золотым Остапом» по бездорожью, Театр Антона Чехова стремится в Киев, как некогда три сестры стремились в Москву. Главное, чтобы чеховское ружье на сцене перестало, наконец, стрелять холостыми патронами...