UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Червона рута»: песня ходит среди нас

Песни как люди... У них свои судьбы, свой возраст... Легендарной «Червоній руті» Владимира Ивасюка в 2010-м исполняется сорок лет...

Автор: Григорий Заславец

Песни как люди... У них свои судьбы, свой возраст... Легендарной «Червоній руті» Владимира Ивасюка в 2010-м исполняется сорок лет. Много это или мало для песни? Кажется, это миг, промелькнувший на
наших глазах. А вместе с тем за четыре десятилетия эта композиция Ивасюка стала визиткой украинской песни ХХ века… Ее исполняют лучшие певцы не только Украины, но и других стран.

Написал песню тогда еще самодеятельный 20-летний композитор, студент Черновицкого медицинского института. Но почему именно такое название — «Червона рута»?

Ответ на вопрос дает главный хранитель фондов Черновицкого мемориального музея Владимира Ивасюка Наталия Мороз, приводя слова Владимира Ивасюка: «В 18-летнем возрасте, изучая коломыйки, которые собрал в этнографическом сборнике и издал двухтомником в 1907 году во Львове известный ученый Владимир Гнатюк, будущий композитор впервые встретил название цветка — червона рута...

В редчайшем научном издании, подаренном по случаю 50-летия его отцу Михаилу Ивасюку профессором Черновицкого университета Александром Волковым, в фольклорной миниатюре, записанной в карпатском селе Явчем, пелось: «Ой ходила, говорила гільтайова мати, Назбирала троєзілля мине чарувати, Назбирала троєзілля, чирвону рутоньку, Та хотіла счарувати мине сирітоньку».

Заинтересовавшись непривычным названием (в другой транскрипции — черлена рута), Владимир не смог найти подтверждения этому природному феномену, ведь растение цветет желтыми цветами...

И только в 1969 году, находясь вместе с отцом в фольклорной экспедиции в селе Розтоки Путильского района Черновицкой области, Владимир услышал от местных крестьян-гуцулов легенду о таинственном цветке...

Очень редко он дает красный цвет. Девушке, которой посчастливится найти и сорвать эти волшебные лепестки, выпадает счастье и самой расцвести как цветок и своей красотой очаровать любимого парня.

Как считают исследователи, красная рута считалась магическим цветком еще во времена Древней Греции.

А вообще, она ведет свою естественную родословную от библейской неопалимой купины, неоднократно упоминавшейся на страницах Священного Писания.

Под впечатлением народной легенды и родились у Ивасюка сначала стихи, а потом и самобытная новаторская мелодия...

К тому времени его песни уже исполнял созданный им вместе с однокурсниками эстрадный ансамбль медицинского института. Некоторые из произведений Владимир показал Л.Дутковскому — руководителю и основателю первого в Украине вокально-инструментального ансамбля с нежным названием «Смерічка».

«Мы помогали Володе аранжировать песни, и он исполнял их вместе с нами на танцевальных вечерах в Выжницком районном Доме культуры, — вспоминает Лев Дутковский. — В августе 1970 года
во время нашего концерта в Черновцах в Доме культуры медицинского института он и наиграл мне на рояле две свои новые песни — «Водограй» и «Червона рута».

Уже при первом прослушивании песни поразили своей яркой мелодичностью. Мы включили их в репертуар и посоветовали Ивасюку предложить их музыкальной редакции областного телевидения».

***

Музыкальным редакторам песни понравились, и молодому композитору предложили записать их в студии. Для этого он пригласил музыкантов из популярного в городе инструментального ансамбля «Карпаты» (руководитель В.Громцев) и молодую эстрадную певицу Елену Кузнецову.

«К тому времени мы уже почти год были знакомы, — погружается в воспоминания Елена Николаевна. — Были ровесниками, однако у меня уже имелся опыт работы на профессиональной сцене — более полутора лет была солисткой в джазовом ансамбле «Буковина» Черновицкой филармонии, которым руководил известный музыкант И.Смелянский. Гастрольные выступления нашего коллектива проходили не только в городах Украины, но и за ее пределами. Володя, учитывая мой опыт, делился со мной задумками некоторых песен, в том числе «Водограю» и «Червоної рути». Поэтому не удивляюсь, что именно меня пригласил впервые исполнить их на телевидении.

Работалось трудно. Сложная мелодика песен требовала от всех нас максимальной собранности и сосредоточенности. Было сделано 12 дублей, пока не добились нужного звучания.

А 13 сентября 1970 года в 15.00 передачу «Камертон хорошего настроения», в которой прозвучали записанные нами песни, показали по республиканскому телевидению.

Спустя некоторое время вместе со «Смерічкой» я исполняла «Червону руту» в финале популярной передачи Центрального телевидения «Алло, мы ищем таланты». Ее записывали в Мраморном зале Черновицкого университета, и слушатели в зале, уже зная песню, пели вместе с нами.

К сожалению, я не смогла поехать в Москву на запись «Червоної рути» для финала телепрограммы «Песня-1971». И тогда Володя спел ее вместе с Василием Зинкевичем и Назарием Яремчуком.

В 1972 году в Черновицкой филармонии был создан вокально-инструментальный ансамбль «Червона рута». Солисткой стала София Ротару. А сама песня и по сей день украшает ее репертуар.

Кроме уже упоминавшейся «Смерічки», которая тоже перешла на профессиональную сцену, немало и других буковинских исполнителей имеют в своем репертуаре песни Владимира Ивасюка. «Червону руту» исполняют певцы не только из республик бывшего Союза, но и многих зарубежных стран. Исполняя Володину песню, они, возможно, впервые знакомят своих соотечественников с украинским языком».

Елена Кузнецова, педагог вокала с более чем 30-летним стажем, гордится тем, что ее подопечные в Черновицком педагогическом училище, которых она учила искусству пения, уже и сами прививают своим ученикам любовь к родной песне.

Однако ее печалит нынешняя общая низкая музыкальная культура населения, а особенно молодежи...

«Не знают нашей песенной эстрадной классики — С.Сабодаша, И.Шамо, И.Поклада, А.Билаша, И.Билозира и, что печально, В.Ивасюка, — говорит пани Елена. — К величайшему сожалению,
почти не звучат их песни в исполнении современных эстрадных «звезд», которые во многом формируют музыкальные вкусы нашей молодежи. А если добавить к этому массовое использование во время концертов голосовой фонограммы — картина вырисовывается и вовсе неутешительная. Это мошенничество по отношению к слушателям, купившим билеты.

А для детей использование «фанеры» становится настоящей катастрофой. Я уже не говорю, что это мешает нормальному развитию голосового аппарата, его гармоническому звучанию, формирует пренебрежительное отношение к слушателю.

Любви к родной песне я учила в свое время девушек из известного на Буковине народного самодеятельного женского ансамбля «Маричка». За шесть лет нашего сотрудничества было создано много программ, выступая с которыми коллектив знакомил слушателей с украинской песенной эстрадной классикой.

И всегда, когда звучали песни В.Ивасюка, зал пел их вместе с нами».

***

К небезразличным словам Елены Николаевны добавлю: все мы когда-то поймем ту еще до конца не оцененную обществом революционную роль, которую сыграл Ивасюк в развитии современной украинской эстрадной песни.

Совместив современные музыкальные ритмы с добротным литературным текстом, прочно укоренив их в национальном грунте, он и сегодня своими песнями, своей «Червоною рутою» околдовывает человеческие сердца.