UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРНОВЦЫ К ЕВРОПЕ БЛИЗКО

На протяжении двух недель в Черновцах под эгидой Совета Европы проводился Международный симпозиу...

Автор: Алексей Кононенко

На протяжении двух недель в Черновцах под эгидой Совета Европы проводился Международный симпозиум «Лицом к лицу», участники которого, художники из Австрии, Англии, Германии, Италии, Литвы, Польши, Румынии и Украины, на пятиметровых полотнах увековечивали известных деятелей Буковины.

Удивительно то, что культурное событие европейского уровня происходило практически за пределом внимания и Министерства культуры и искусств Украины, и Союза художников Украины. Наверное, мало кто из чиновников верил, что симпозиум состоится. А художники верили. Небольшими группами, поодиночке они добирались в не известный им ранее украинский городок Черновцы. Приехали и были восхищены и полюбили этот поэтический уголок. Несмотря на проверки паспортного режима черновицкими стражами порядка и даже арест художниц из Италии и из Латвии. (Таких проверок в Черновцах давно не было…) Несмотря на невнимание со стороны власть предержащих. Даже несмотря на непонятные многим бытовые проблемы.

Как в Черновцах сосуществуют культуры многих народов, делая неповторимыми культурные традиции Буковины, так сосуществовали и творили мастера кисти из восьми стран Европы. 26 полотен каждое размером 5,2x2,5 м были выставлены в центре Черновцов, создав уникальную ауру единения древнего города и Европы. Черновцы как бы стали осенней европейской столицей карнавала живописи.

Событие года для Украины в изобразительном искусстве состоялось благодаря кропотливой работе многих людей искусства, в первую очередь киевского художника Анатолия Федирко, председателя Черновицкого фонда культуры Валентины Диаковской, черновицкой художницы Ирины Коленик, членов оргкомитета. Организационную поддержку оказал Фонд содействия развитию искусств Украины. Меценатами выступили многие черновицкие организации и фирмы. Но все же праздник состоялся во многом благодаря самим художникам, откликнувшимся на зов украинских собратьев… Жизнь продолжается. Выставка работ акции «Лицом к лицу» будет путешествовать. Сначала в Киев, потом в Австрию, Польшу, Швейцарию. Затем вернется в Черновцы… Помогут ли приютить уникальную коллекцию отцы города и области?.. Но это еще предмет времени, зачем думать о плохом? А общую картину происшедшего дополнит похудевший герой события черновчанин с киевской пропиской Анатолий Федирко.

- Почему среди многих знакомых тебе городов Украины для своего очередного проекта в 1997 г. ты избрал Черновцы?

- Реализация Международного проекта «Face to Face» возможна была, я думаю, в ландшафте именно этого города, поскольку следы различных европейских культурных наследий (немецкое, еврейское, австрийское, украинское, румынское) сформировали удивительный архитектурный облик Черновцов, возможно, в некоторой мере в художественном смысле компилятивный, но создающий ощущение сопричастности к художественным процессам в Центральной Европе конца XIX - начала XX ст., что для меня, как художника, очень важно. Моя сопричастность и моих коллег-художников из восьми европейских стран с прошлым и попытка реанимации его через лица тех, кто создавал достаточно тонкую культурно-артистическую ауру городу, - вот собственно сверхзадача проекта.

- В идеализации прошлого, пусть даже со значительными европейскими культурными традициями, не пугает ли тебя будущее города-памятника?

- Прошлое, безусловно, дает возможность как бы заглянуть в будущее и попытаться смоделировать его. В любом случае, во время и подготовки, и реализации проекта среди множества руководящих лиц, и в первую очередь областного масштаба, я постоянно ощущал огромное сопротивление и даже нетерпимость. Особенно меня поразила позиция руководства областного управления культуры (М.Лазарук, В.Фольварочный), кстати, известных на Буковине литераторов, постоянно причитавших по поводу и без повода о бедствовании державы, тем самым, я думаю, лишний раз показывая свою некомпетентность как руководителей. Какое будущее возможно с этими чиновниками? О бедах державы я слышу ежедневно, и на мой взгляд, это лишь до боли набившая оскомину форма заклинания беспомощных чиновников.

- Что наиболее поразило твоих зарубежных коллег-художников во время работы над проектом?

- Проблема позвонить в Берлин отцу или мужу в Вену. Доброжелательность горожан, их неподдельный интерес к художникам, к искусству и… проблема горячей воды.

- Художники из восьми стран участвовали в твоем проекте. Возникали ли проблемы языка, разных художественных школ и творческих взглядов?

- Проблемы безусловно были, но искусство имеет поразительную способность объединять людей (в данном случае художников), и в конечном итоге это дало возможность создать 26 очень интересных композиций громадного размера. Нас всех объединило прошлое и сопричастность к созиданию будущего.