UA / RU
Поддержать ZN.ua

Черно-белая жизнь Белоснежки

Эта картина - будто бы насмешка над 3D, широким экраном, многоканальным звуком, компьютерной графикой… И остальными технологиями, без которых не обходится практически ни один современный фильм. Тем не менее, эта лента смогла минимальными средствами вызвать небывалую бурю эмоций.

Автор: Антон Филатов

В украинском кинопрокате - черно-белый немой фильм "Белоснежка" (Испания, реж. Пабло Бергер). Эта лента уже снискала восторги критиков во всем мире. Свидетельство чему - коллекция премий. При этом массовый зритель во время просмотра, как и сама героиня этой сказки - впадает в сон.

Действие разворачивается не в средневековом северном государстве, как у братьев Гримм, а в 1920 г. в Испании. Вместо короля здесь - известный тореадор. Вместо злой мачехи - подлая медсестра (жаждущая прибрать к рукам богатства). Ну, а вместо лесных гномов - бродячие артисты-карлики.

Фильм стилизован настолько изысканно, что каждый поворот всем известного еще с детства сюжета вызывает приятное удивление…

Сказка братьев Гримм неожиданно оказалась одним из самых популярных киносюжетов нынешнего времени. Кроме испанской картины, по мотивам сказки также были сняты две голливудские ленты. Инфантильно-кукольная "Белоснежка: месть гномов" с Джулией Робертс, а также готически-претенциозная "Белоснежка и охотник" с Шарлиз Терон.

Как ни странно, архаичные визуальные приемы черно-белой "Белоснежки" производят более сильное впечатление, нежели современные спецэффекты и компьютерная графика, которыми перегружены американские фильмы. Последние выглядят предсказуемо однообразно, в то время как в испанской картине чувствуется особая "винтажная" магия.

Калейдоскопический монтаж. Экспрессивная игра актеров. Красноречивое движение камеры. Все это без труда компенсирует "немоту" фильма.

Кроме того, действие насыщено впечатляющей музыкой, во власти которой находишься от первого и до последнего эпизода.

Эти мелодии заставляют зрителя едва ли не пританцовывать в одних сценах и отчаянно опускать голову - в других. Здесь и щемящие "завывания" классических испанских песен, и стремительные гитарные аккорды, и скрипичные переливы, насыщающие просмотр фильма яркой палитрой эмоций.

Но главный акцент - игра светотени. За тем, как на экране сталкиваются черные и белые пятна, следишь, будто бы за поединком двух борцов, пытающихся изысканными приемами уложить друг друга на лопатки. Черная тень быка в фильме пугает сильнее, чем сам вид разъяренного 300-килограмового животного. А радужная игра солнечного зайчика заставляет улыбаться, как от пестрой шутки.

Восторженные отзывы западных рецензентов напоминают возгласы золотоискателей, "намывших" в насыщенном потоке кинопремьер осколок Золотой эры кинематографа. В репертуарах кинотеатров этот фильм-самородок и смотрится, как истинная драгоценность среди бижутерии.

Если инновации стали символом современного бизнеса, то традиции - едва ли не символом современного кино. Истинным (и неожиданным) открытием сегодня стало черно-белое немое кино. Еще в середине ХХ века считалось, что оно себя исчерпало. А в начале ХХI оказалось, что именно этот стиль может удивлять как ничто иное. (Лишнее доказательство тому - прошлогодний "Артист", получивший пять "Оскаров").

Эта картина - будто бы насмешка над 3D, широким экраном, многоканальным звуком, компьютерной графикой… И остальными технологиями, без которых не обходится практически ни один современный фильм. Тем не менее, эта лента смогла минимальными средствами вызвать небывалую бурю эмоций.

Этим и объясняется сонм наград, которые собрала "Белоснежка". Девять статуэток кинопремии "Гойя" (испанский аналог "Оскара"), два приза на кинофестивале класса "А" в Сан-Себастьяне и многие другие награды.

Практически все экранизации этой сказки заканчиваются банально. Принц целует Белоснежку. Та выходит из комы. И уезжает вместе с ним куда-то за горизонт. Однако в испанском фильме финал обыгран виртуозно. Представлен аттракцион, во время которого выстраивается очередь желающих поцеловать спящую в стеклянном гробу Белоснежку. Сцена создана так, что возникает впечатление, будто бы очередь начинается "по эту" сторону экрана. Авторы картины как бы стирают границу между экстравагантным миром фильма и реальностью. Крупный план - эксцентричный конферансье зазывает людей из зала "облобызать" спящую девушку, в надежде, то она проснется "именно от вашего
поцелуя"…

В этот момент один из зрителей, сидевший на моем сеансе в соседнем ряду, нервно приподнялся… Правда, сразу же опустившись в кресло. После этого к холодным устам девушки начинают по очереди прикладываться совершенно случайные люди.

Проснется ли Белоснежка? Кто тот "принц", который ее разбудит? Создатели фильма так и оставили главную героиню в состоянии летаргического сна. В надежде, что этот сон - не вечный.