UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРНИГОВСКИЕ ЗАПИСКИ… ИЗ МЕРТВОГО ДОМА

Художественная ситуация Киева 1995-99 гг. немыслима без деятельности галерей. Сегодня трудно себе представить столицу Украины без «отечественного Монмартра» - Андреевского спуска...

Автор: Ольга Петрова

Художественная ситуация Киева 1995-99 гг. немыслима без деятельности галерей. Сегодня трудно себе представить столицу Украины без «отечественного Монмартра» - Андреевского спуска. Все разнообразие и многогранность современной арт-жизни встречает зрителя в таких импозантных галереях, как «Дом Кавалеридзе», «Галерея 33», «Ателье Карася», «L-ART» Людмилы Березницкой, «Тасис» Елены Ягодовской или более скромных зальчиках полуподвалов. Они, как чудесная пещера Аладдина, полны красоты, свидетельствуют о таланте, изобретательности нынешних украинских художников. Именно здесь бьётся горячий пульс художественной жизни, сюда творческая молодежь приносит свои откровения. Здесь формируется будущее нашего искусства.

В галерее осуществляется связь художника, искусства с потребителем, в итоге с арт-рынком. Галереи более гибки в своей эстетической политике, нежели музеи, отягощенные наследием запасников. Именно галеристы в союзе с художниками и критиками остро улавливают духовный климат времени, формируют вкус покупателя, выделяя из толпы посетителей тех, кто эмоциональнее и непосредственнее реагирует на прекрасное. Если провести параллель во взаимоотношениях галерей с музеями под углом глобальной экономической схемы, то галерею можно считать ядром «малого бизнеса», без которого немыслимо процветание рыночной экономики, в нашем случае формирование нового художественного рынка и эстетизации общества.

Пользу галерейной деятельности по достоинству оценили киевские музеи. Так Музей истории Киева еще в начале 90-х годов принял на хранение и время от времени экспонирует коллекцию знаменитого собирателя Игоря Дыченко. Национальный музей украинского искусства широко открывает двери перед галеристами: Л.Березницкой - организатором художественных аукционов, И.Понамарчуком - владельцем уникальной коллекции украинской иконы. Экспонируют здесь свои собрания Игорь Дыченко, Ирина Осадчая и другие владельцы галерейных собраний постмодерного искусства. Руководство НХМУ - Михаил Романишин и Ирина Горбачева отдают себе отчет в животворящей силе новизны. Она чаще всего заявляет о себе в прихотливой новизне галерейной жизни Киева. Плодотворность сотрудничества под единой крышей еще раз подтверждает выставочная политика дирекции Музея западного и восточного искусства в Киеве, наконец-то открывшегося после многолетней реставрации. Здесь под сенью коллекций семьи Ханенко, в специально отведенном пространстве первого этажа, уже не один раз галерея «Ирэна» экспонировала собственные выставки, как правило, молодых художников. В Киеве, во Львове, в Тернополе, в Одессе 90-х годов сотрудничество музея с галереей - аксиоматично, безусловно, оно перспективно как для музея, хранителя традиций, так и для галереи, наполняющей традицию свежей струей художественной жизни.

Бешеное сопротивление Черниговского художественного музея каким-либо новациям поэтому изумляет, при том что жизнь музея пребывает в стагнации. Только за последний год музей был дважды обворован, а все кражи, случившиеся там, уже можно сосчитать на пальцах обеих рук. Едва ли на треть функционируют экспозиционные площади. Руководство музея предпочитает мертвенные выставки «восковых персон» напору черниговских художников, жаждущих создать «Сиверянский Монпарнас». В этом контексте не чем иным, как сталинско-брежневским рудиментом советского бюрократического самодурства предстает категорическое нежелание дирекции музея открыть свои пустующие стены для выставок галереи «Пласт-Арт». Это наиболее активный художественно-эстетический центр современного искусства в Чернигове. Культурно-просветительская организация «Пласт-Арт» (основоположник художник и галерист Борис Дедов) с 1994 года сумела показать творчество мастеров Черниговщины: Миколы Небылицы, Евгения Крипа, Алексея Потапенко, Евгения Павлова, Виктора Трубчанинова, Владимира Карася и многих других художников региона (всего состоялось около 30 выставок). Усложнив формы работы, художественно-эстетический центр приглашает художников из Киева (пример выставки Натальи Папирной и Алексея Кулакова), Харькова (Виктор Ковтун), Гомеля (Андрей Крылов). Успешно прошла выставка графики всемирно известного художника Михаила Шемякина. Организация постоянно участвует во всех международных арт-фестивалях и республиканских художественных ярмарках. «Пласт-Арт» является официальным региональным представителем Ассоциации арт-галерей Украины. Кроме того, налаживаются интересные международные связи с Музеем современного искусства в Минске, с галереями в Австрии, Швеции и Германии. В этой галерее созданы все реальные предпосылки для того, чтобы в сотрудничестве с местным музеем вдохнуть в него, да и во всю духовную жизнь Чернигова, свежий ветер перемен. Есть прекрасный шанс создать культурно-просветительский центр современного искусства в области. Однако все попытки найти пути к сотрудничеству наталкиваются на холод бетонного сопротивления со стороны музея. Нет, нет и еще раз нет. Пусть в пустых залах летают воробьи и воронье вьет гнезда (увы, это не метафора). Этот парадокс видится отнюдь не противодействием двух уровней художественного сознания, мотивы сопротивления новизне вполне приземленные. Областная администрация издала распоряжение о рациональном использовании не занимаемых площадей музея: по решению черниговской администрации они передаются историческому музею им.В.В.Тарновского (для экспозиции декоративно-прикладного искусства) и общественной организации «Пласт-Арт» для создания культурно-художественного центра. В это же время директор музея прикидывает, кому бы повыгоднее сдать в аренду пустующие площади, пусть даже организациям или фирмам, далеким от искусства. Может быть, военным? Жаль, что они обеднели, да и Украина разоружается. А может быть, еще одному неизвестному с восковыми персонами. И то не беда ... лишь бы отбиться от беспокойных художников, а там и арендатор с кошельком найдется. Песня эта знакома и для Киева. Помним безуспешную борьбу интеллигенции столицы за сохранение магазина «Музыка» на Крещатике. Победили арендаторы, они градоначальникам милее. Вот такая нынче бывает «художественная жизнь», когда чиновник, сидящий в государственном учреждении, распоряжается общественной собственностью, как феодал своей вотчиной, пренебрегая духовными потребностями города.