UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ — К ИСТИНЕ

Кажется, только вчера Владимир Здоровега, совсем молодой кандидат филологических наук и еще более...

Автор: Михаил Мигаль

Кажется, только вчера Владимир Здоровега, совсем молодой кандидат филологических наук и еще более молодой декан факультета журналистики Львовского госуниверситета, принимал у нас, таких разных и суетливых абитуриентов, вступительный экзамен по украинскому языку и литературе. Отложилось в памяти, как он внимательно прислушивался к каждой нашей фразе, как будто хотел уловить в ней что-то действительно новое, как спокойным взглядом ободрял, поощрял мыслить раскрепощенно. И мы уже не чувствовали себя совсем поникшими, легче сосредоточивались на вопросах, на удивление быстро вспоминали нужные правила и слова. Большинство вместе с приличной оценкой выносили из аудитории обнадеживающую улыбку экзаменатора.

Так было и потом в скоротечные студенческие годы. И не потому, что декана считали снисходительным преподавателем. Студенты любили и уважали Владимира Иосифовича за его исключительную доброжелательность, стремление увидеть в каждом из нас, начинающих газетчиков, творческую личность, а потому не могли позволить себе плохо знать предмет, который он преподавал. Да и сам предмет ко многому обязывал — ж у р н а л и с т и к а. Возможно, на разных курсах он назывался по-разному — теория и практика тогдашней прессы или мастерство публицистики Ивана Франко или Михаила Кольцова, и, несмотря на веяния времени, декан на примере силы слова наших знаменитых предшественников учил своих воспитанников прежде всего мыслить. В те еще неподкупные года, когда на первом плане стояли способности и знания, он неизменно придерживался правила: если ты сумел пройти конкурс и поступил на журфак (тогда на первый курс принимали 25, а уже со временем — 50 претендентов), то это не случайность и ты должен стать профессионалом.

И вот лет через сорок листаю страницы очередной книги Владимира Здоровеги «Теорія і методика журналістської творчості» и в очередной раз убеждаюсь: наш декан, доктор наук, профессор кафедры украинской прессы того же университета, только в наши дни уже Национального (вроде во Львове по сути и значению он мог когда-то быть другим), остался верен своему правилу — уважать тех, кому адресовано его слово, видеть в них людей мыслящих. Ведь как сказал известный публицист А.Аграновский, на которого часто ссылается автор издания, «хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо мыслит».

Как указано в аннотации, предлагаемая книга — одно из первых в постсоветских странах учебное пособие, посвященное самой важной части теории и практики журнализма: анализу природы литературного труда в средствах массовой информации. Министерство образования и науки Украины рекомендовало ее для студентов факультетов и отделений журналистики высших учебных заведений. При отсутствии в нашей науке трудов, специально посвященных психологии литературного творчества, этим учебным пособием может пользоваться каждый, кто пробует свои силы в изящной словесности.

Книга создана на основе научно-теоретического осмысления практического опыта, в ней изложены сложившиеся в журналистике понятия и проблемы. Все компоненты сложного процесса литературного творчества рассматриваются под углом зрения мастерства журналиста, которое трактуется как умение оперативно откликаться на актуальные вопросы, глубоко и компетентно вникать в суть событий и явлений, справедливо обобщать их с позиций групповых, государственных, общественных интересов и убедительно воплощать свои мысли в сжатой, совершенной, яркой форме, добиваясь при этом определенных духовных и практических результатов.

Каждый из тринадцати тематических разделов книги, взаимодополняющих друг друга, завершается перечнем вопросов для обсуждения (фактически для обдумывания) и списком рекомендованной литературы. Именно эти дополнения делают издание учебным, несколько академическим. Без них остальные более полутораста страниц — настоящая публицистика, многолетние наблюдения Владимира Здоровеги за журналистским процессом в Украине, его глубокие, иногда мучительные размышления о призвании работников средств массовой информации, об их роли в становлении государства, утверждении демократического общества.

В этом контексте очень показателен раздел «Полемика в журналистике». Без диалога, обмена мыслями, а, следовательно, их столкновения, невозможны продуктивное мышление, развитие идей, а значит, и постижение истины. Настоящие полемика и дискуссия, отмечает автор, немыслимы в обществе тоталитарном. Даже в годы так называемой перестройки существовало положение: спорить можно обо всем, но нельзя сомневаться в правильности социалистического выбора. Возможно, именно эти ограничения по известному закону маятника повлекли за собой противоположную тенденцию — беспардонность и развязность в современной полемике. Благодаря телевидению мы не раз были свидетелями, как противоположные стороны с нескрываемой злобой доказывают свою правоту, стремясь любыми способами «добить» оппонента, чтобы он не смог поднять голову. Это особенно бросалось в глаза во время избирательной кампании. К сожалению, констатирует В.Здоровега, предвыборные состязания 1998—1999 годов ни по смыслу, ни по форме, ни тем более, по уровню культуры, не обогатили украинское общество и СМИ положительным опытом ведения споров и дискуссий. Скорее они только выставили напоказ хронические болезни общей политической культуры общества.

Кажется, этот печальный опыт ничему не научил. К следующим выборам Украина приближается с еще большим недугом политической неуравновешенности. Некоторые контролируемые властями или олигархами издания и телеканалы прибегают к огульным методам аргументации, используя ленинско-сталинский стиль «разоблачения врагов». Нередко за такими публикациями, прикрытыми подписями журналистов, просматривается лицо хозяев этих изданий. Собственно, о подневольном положении слова в Украине В.Здоровега предостерегает во вступлении к книге. Завоевав политическую свободу, средства массовой информации попали в жесткую экономическую зависимость от хлебодателя. К сожалению, наш родной хлебодатель воспитывался далеко не на демократических и гуманных традициях, жизнь он в большинстве своем воспринимает только через клеточки если не железных прутьев, то по крайней мере сетки футбольных ворот. Так стоит ли удивляться, что слово, которое вроде бы вырвалось из лап тоталитаризма и могло бы служить правде, добру и справедливости, попало в новые сети и, за редким исключением, стало еще менее независимым?

В книге проанализировано творчество украинских журналистов, есть ссылки на разножанровые выступления десятков корреспондентов. Вероятно, коллегам из столичных и региональных изданий и с радио- и телеканалов любопытно будет узнать, как оценивает их достижения авторитетный научный работник и известный публицист, что он рекомендует почерпнуть у них новому поколению журналистов. Ведь в поле его зрения попадает едва ли не все, что определяет современное состояние СМИ.

Характерна и такая деталь. Нам не раз приходилось слышать от высоких должностных лиц, будто бы Георгий Гонгадзе был таким себе малозначительным журналистом, и дело о его исчезновении не стоит внимания общественности. Владимир Здоровега писал свою книгу задолго до этой трагической истории, но он уже тогда выделял принципиальность страстного Георгия, «отстаивавшего честные правила игры, по которым каждый отвечал бы за свой поступок». Профессор предостерегает: преследования, откровенные и скрытые, со стороны властей ведут к прямому уничтожению отдельных изданий, программ, телеканалов. «Самая страшная угроза для журналистов, как и для общества в целом, — разбойничьи, мафиозные структуры. Шантаж, избиения, убийства стали нормой жизни...»

Но, несмотря на все это, автор постоянно напоминает о моральной ответственности журналиста перед обществом, о том, что он должен уважать тех, для кого пишет. Конечно, без глубоких знаний и широкого мировоззрения, без учета требований и веяний времени непросто удержаться в журналистском «седле». И становится обидно за романтически настроенных выпускников школ, доверяющих рекламе технических или танцевальных учебных заведений, где в любую пору года и даже время суток готовы принять документы на отделение журналистики. Разумеется, за деньги. Практика доказывает, что настоящих профессионалов этой сферы готовят все же университеты с их давними гуманитарными традициями. Поэтому книгу Владимира Здоровеги стоит рекомендовать не только студентам, но и тем, кто собирается подавать документы «на журналистику». Возможно, кто-то и передумает вовремя...