UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕМ МЕНЬШЕ КНИГ, ТЕМ БОЛЬШЕ ТЮРЕМ

Экономия на просвещении оборачивается для государства неизбежным увеличением расходов на изоляц...

Авторы: Александр Артеменко, Александр Афонин

Экономия на просвещении оборачивается для государства неизбежным увеличением расходов на изоляцию от общества тех его членов, которые, не получив в свое время надлежащего воспитания, а соответственно, и твердых моральных устоев, живут по собственным правилам, идущим вразрез с общепринятыми нормами морали и юридическими законами. Это так же аксиоматично, как и то, что книга — учебник жизни.

Более того, в таком государстве, пребывающем, к тому же, на этапе становления независимости, эти отщепенцы становятся подспорьем деструктивных сил, противостоящих этому процессу, стремятся в органы власти и оттуда препятствуют развитию всего того, что содействует укреплению государственного суверенитета и экономическому развитию страны, угрожая их собственному обогащению и привилегированному положению.

Процесс о 100 миллионах

Именно это происходит в Украине, которая за 12 лет своей независимости так и не смогла направить мощный потенциал отечественной книги на формирование единой украинской нации, воспитание патриотизма, чувства ответственности за судьбу своего народа и Отечества. И неудивительно. Ведь без взвешенного, логически и последовательно выстроенного во времени книжного законодательства об этом не стоит и мечтать. Однако все попытки создать такое законодательство наталкиваются на скрытое, но ожесточенное сопротивление. Безусловно, за 12-летний период различными ветвями власти принимались определенные отраслевые документы, но существенно положение национального книгоиздания они не поправили. Прежде всего потому, что утверждались без участия представителей отрасли или причастных к ней общественных организаций.

Перефразируя известный афоризм, можно сказать, что государство, не желающее поддерживать собственное книгоиздание, будет кормить чужеземное. Действительно, пока украинские власти принимали дилетантские решения по отечественному книгоизданию, оборачивающиеся для последнего лишь отрицательными последствиями, в России в декабре 1995 года был принят закон «О государственной поддержке книгоиздательского дела и прессы в Российской Федерации», которым ее субъекты издательского дела на три года освобождались от налогов. Моментально российская книжная продукция стала дешевле украинской в 2—2,5 раза. Первым признаком эффективности нового закона стала массовая отмена издателями России заказов украинским полиграфическим предприятиям на печатание книг. А вскоре к нам хлынул поток дешевой российской книги, выметая украинскую книжную продукцию из собственного дома. И как на это отреагировало суверенное государство? Его обобщенный ответ можно свести к следующему заявлению: «Наши налоговые законы базируются на иной основе, нежели в России, поэтому и речи быть не может о каких-либо льготах для издателей и книги. Сейчас главная задача — унификация налогообложения».

Итак, если в 1995 году, по оценкам украинских экспертов, как и их российских коллег, было завезено из России и продано в Украине книг на сумму порядка 45 млн. долларов США, то в 1999 году этот показатель вырос до 100 млн. долларов. Тогда же (в 1999-м) был установлен позорный для нашей страны рекорд: издательства всех форм собственности выпустили лишь 21 миллион книг (0,37 книги на душу населения!). В госбюджет при этом от отрасли поступило в виде налогов 3,5 млн. долларов США. Сравнивая эту сумму с теми 100 млн. долларов, которые граждане Украины инвестировали из собственных карманов в издательскую отрасль России, приходишь к выводу, что данное достижение в «унификации налогообложения» достойно не только абзаца в книге рекордов Гиннесса, но и целой статьи в Уголовно-процессуальном кодексе Украины.

Николай Янович сердится

В конце концов сведения о том, что с отечественной книгой нехорошо, стараниями книгоиздателей дошли до Кабинета министров. Первым шагом на пути формирования цивилизованной системы налогообложения книжной отрасли стал проект закона Украины «О внесении изменений в некоторые налоговые законы Украины в части, касающейся издательского дела». Он, собственно, охватывал все те позиции, что и последующие законопроекты по этому поводу. Однако в составе Верховной Рады Украины третьего созыва нашлись выдающиеся экономисты, сделавшие все для того, чтобы напрочь выхолостить смысл этого документа. Вместо пяти лет срок его действия был ограничен одним годом и семью месяцами, сквозная льгота по НДС была отменена, вместо технического оборудования для изготовления книг право на беспошлинный ввоз получило флексографическое оборудование и материалы для флексографической печати. Настежь были открыты таможенные ворота для ввоза без НДС и пошлины не полиграфических красок, а красок вообще — от автомобильных до белил цинковых. Удобным случаем воспользовались все, кто хотел. Собственно издателям досталась лишь одна льгота — по налогу на прибыль. Но даже эта крохотная уступка государства дала толчок развитию отрасли — за время действия закона (19 месяцев) количество названий изданных в Украине книг увеличилось с 7600 до 12444.

Обнадеживающие тенденции подвигли правительство А.Кинаха вернуться к разработке нового полномасштабного Закона Украины «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине». Проект закона после необходимых согласований в сентябре 2002 года был передан в парламент и одобрен 406 голосами народных избранников.

Но грянула очередная смена правительства. И как только экономический блок команды Виктора Януковича возглавил Николай Азаров, оттуда появился абсолютно неадекватный прогноз вероятных потерь бюджета в связи с введением в действие нового закона: в обращении Кабинета министров к Президенту с требованием наложить на закон вето фигурирует сумма в 700 млн. гривен! Характерно, что вето требовали те же правительственные чиновники, которые всего три месяца назад, занимая те же должности в прежнем составе правительства, завизировали законопроект без единого возражения.

Вместо вето Президент предложил депутатам парламента ввести в действие Закон «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» с 1 января 2004 года, так как он был принят после 15 августа, когда, в соответствии с Налоговым кодексом, уже нельзя рассматривать законы, влияющие на наполнение бюджета. Кабинету министров было предложено учесть все издержки, вплоть до тех виртуальных 700 млн. гривен, в проекте бюджета на 2004 год. С доводами Президента Верховная Рада согласилась и снова конституционным большинством проголосовала за закон. Но против него ополчился Кабмин. Там живо состряпали свой законопроект и вопреки регламенту ВР трижды пытались протащить его через парламент. Однако тщетно. Больше 143 голосов получить не удалось.

Тогда финансово-экономический блок правительства, вопреки здравому смыслу и не обременяя себя необходимостью аргументировать собственные действия (за исключением разве того довода, что это делается с целью недопущения бюджетных рисков в 2004 году), вносит в проект закона «О бюджете на 2004 год» положение, которым введение в действие Закона «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» переносится на 1 января 2005 года.

Как бы ни оправдывало правительство свои действия, отодвигая на более поздний срок введение в силу многострадального закона, оно фактически перечеркивает будущее украинской книги, а тем самым ставит под удар будущее страны. Ведь для полномасштабного строительства государства, обеспечения его уверенного цивилизованного развития необходимы новые зодчие, которые в полной мере осознают свои задачи и способны их выполнить. Подготовка таких строителей требует множества книг по всем направлениям человеческих знаний. Книга была и будет фундаментом образования, науки, духовности и культуры. Но если у власти стоят люди, исповедующие приоритеты колониального прошлого, книга, а вместе с ней образованное, духовное, высококультурное общество, становится главной угрозой их властвованию.

Время крайних мер
и радикальных решений

Николаю Яновичу удалось-таки взять реванш. В процессе рассмотрения бюджетного закона депутаты, сочувствующие судьбе украинской книги, добились лишь того, что перенос срока введения в действие Закона «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» еще на один год не касается учебников и пособий. Но что это будут за учебники и пособия? С грифом Министерства образования или без него? В любом случае это оставляет издателю лишь эфемерную надежду на то, что принято называть «дотационным государственным корытом», вокруг которого и без них немыслимая давка. А реалии пока таковы: по данным Книжной палаты Украины, на 1 января 2004 года в стране было издано 28,8 млн. книг, что на 40% меньше, чем в 2002 году. Учитывая же, что общие объемы продаж книжной продукции на украинском рынке тем не менее возросли, остается только поздравить российских книгоиздателей с увеличением их доходов еще на 45%. На фоне всего этого манипуляции правительства с Законом «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» на первый взгляд не что иное, как хаотический набор абсурдных действий, однако при более пристальном рассмотрении четко вырисовываются упорные и последовательные усилия, направленные на полное уничтожение национальной книги.

Кстати. В день, когда на заседании бюджетного комитета ВР г-н Азаров «выдавливал» нужное ему решение по бюджету-2004, в сессионном зале 413 голосами «за» был принят Закон Украины №1300-IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины по государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине». Однако Президент подписал его на две недели позже Закона «О государственном бюджете Украины на 2004 год» — 16 декабря. Следовательно, бюджетный закон никоим образом не может отменять тех, которых на момент его подписания Президентом фактически не существовало. Но, похоже, и Минфин, и ГНАУ это игнорируют, так как ни словом не определили свою позицию относительно Закона №1300-IV. Так, в ответ на обращение Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей за разъяснением порядка налогообложения их деятельности Министерство юстиции Украины в своем письме от 31.01.2004 г., подписанном заместителем министра Л.Ефименко, дает ответ с учетом положений этого закона. Тогда как из аналогичного ответа заместителя председателя ГНАУ Ю.Гриба от 12.03.2004 года следует, что действие закона Украины №1300-IV от 20.11.2003 г. (!) приостановлено в 2004 году пунктом 37 статьи 80 закона Украины №1344-IV от 27.11.2003 г. (!) «О государственном бюджете на 2004 год…». Улавливаете «тонкость хода»? Ссылка на сроки принятия законов Верховной Радой, а не на те, с которых они вводятся в действие подписью Президента.

Борьба за будущее украинской книги идет с переменным успехом. В данный момент в ВР представлены сразу два проекта законов, посвященных этой важной проблеме, — народных депутатов В.Ющенко и С.Терехина и их коллеги по парламенту Р.Богатыревой. Оба аналогичны по своей сути и направленности, и любой из них, одобренный депутатским корпусом, сыграл бы положительную роль в развитии отечественного книгоиздания. Но время не ждет, а дебаты о том, какой из законопроектов представить на рассмотрение, затягиваются к явному удовольствию оппонентов в органах исполнительной власти. Тем временем издатели книг и средств массовой информации, полиграфисты и работники книжной торговли приходят к неутешительному выводу, что при нынешнем отношении исполнительной власти к национальной печати и существующем политическом противостоянии в парламенте развязать гордиев узел их проблем в обозримом будущем не удастся.

И поскольку формы влияния на принятие ими решений, практикуемые до сих пор общественными организациями, оказались неэффективны, субъекты издательского дела и редакции печатных СМИ приняли решение о проведении забастовки как крайней формы борьбы с действиями власти, идущими вразрез с требованиями Конституции Украины, лишающими народ его законных прав на информацию, духовную и культурную жизнь, высококачественное образование.

По предварительной договоренности в состав организационного комитета по проведению всеукраинской забастовки субъектов издательского дела и печатных СМИ уже дали согласие войти Украинская ассоциация издателей и книгораспространителей, Национальный союз журналистов Украины, Ассоциация издателей периодической прессы, Ассоциация украинских писателей, Национальный союз писателей Украины.

Организаторы рассчитывают, что их призыв услышат и поддержат студенты вузов, готовящих специалистов для издательской отрасли и журналистов, библиотекари, преподаватели и учителя, работники культуры, все те, кому не безразлично будущее Украины.