UA / RU
Поддержать ZN.ua

Человек из мрамора

Луганский скульптор, скандально изваявший премьера Тимошенко, тринадцать лет прожил в подземелье.

Автор: Анна Асеева

Нынче многие СМИ взялись активно обсуждать «пикантную» работу луганского скульптора Николая Шматько: премьер-министр Украины Юлия Тимошенко застыла в мраморе практически обнаженная… У этой работы есть название — «Украинская Аврора». Ее стоимость — 500 тыс. евро (так проект оценил сам автор). Якобы есть даже заинтересованные покупатели — из-за рубежа в основном. Но парадокс в другом. В том, что до этого скандального проекта жизнь и деятельность самого скульптора вообще мало кого интересовали. Он был не нужен ни своему региону, ни Минкульту Украины. Несмотря на то, что был признан даже высокими профессионалами в Италии — а там «случайных» людей даже на порог не пустят. В связи с перипетиями его частной и творческой жизни — а это сюжет действительно захватывающий (жил под землей, регулярно ругался с властями, едва ли не пешком «покорял» Европу) — на память приходит название одного весьма известного фильма — «Человек из мрамора»...

Галерея — у тещи в огороде

«Украинская Аврора»
Жизнь Николая Шматько действительно наполнена драматичными событиями. И если бы не некоторые эпатажные выходки скульптора Шматько (в их числе и проект «Тимошенко в мраморе»), в результате которых представители власти, скорее от стыда, чем от признания его заслуг, реагировали на его просьбы о помощи, — семья скульптора уже давно прозябала бы в нищете или скиталась по миру. (О чем, без сомнения, вдохновенно читали бы потомки.)

Н.Шматько получил мировое признание, еще обитая… в подземелье, и так и не удостоился участия своей родины, завоевав для нее наивысшую награду в области искусств…

Отправной точкой в своей биографии Николай Гаврилович считает Красный Луч Луганской области, где познакомился со своей женой. Благодаря хорошей памяти двухгодичные курсы училищ он осваивал за полтора месяца, после успешной сдачи экзаменов поработав токарем, гальваником, строителем и простым художником.

Основной своей профессией Н.Шматько считает шахматы — в свое время он давал сеансы одновременной игры на 35 досках и «вслепую» -- на десяти. Он играл на ставки и не изменил бы этому правилу, даже если бы его партнером был Карпов.

«Однажды я проснулся и стал другим человеком. Мне стало стыдно играть в шахматы, потому что я увидел, насколько слабо мышление людей, мне стало стыдно выигрывать и брать за это деньги. Проснулась моя генетическая память — и я стал скульптором», — так описывает Николай Шматько начало новой жизни. Первая работа — барельеф лица — была заказана вдовой одного из авторитетных в советские времена руководителей Красного Луча. Приступая к ней, он даже не знал, что делать с инструментами. «Но как только я прикоснулся к первой работе, я проснулся…»

На тот момент ему было 33. Из-за частых болезней детей семья Шматько переехала к морю — в маленький городок Болград возле Измаила. Там скульптор жил 13 лет.

Но вот пришла независимость, а с ней и слухи о том, что земля и дом, в котором жила семья скульптора, теперь будут возвращены прежним хозяевам. После угроз подорвать галерею со скульптурами и безрезультатных обращений за помощью к местным и столичным властям Шматько с семьей вернулся в Красный Луч, как он думал — «радовать шахтеров». В его планах было создание галереи, его ждали и обещали содействовать во всем…

«Явление Христа апостолам»
Но после переезда в музеях для его скульптур места не нашлось. Произведения искусства пришлось развезти по гаражам и сараям знакомых. Поняв, что его обманули и высокое искусство никому здесь не нужно, Шматько вырыл у тещи в огороде подземелье глубиной 4 метра, сам выложил диким камнем стены, подвел необходимые коммуникации и за четыре с лишним месяца построил галерею в 100 кв.м.

В этом подземелье скульптор с семьей прожил 13 лет. Восемь лет в подземелье работала бесплатная выставка, которую несколько раз обворовывали. Здесь побывали Жириновский, Матвиенко, Марчук, Рыбак, Клюев, покойный Щербань, много иностранцев. Для них это была «экзотика» — метровая паутина под потолком, запах сырости и белый мрамор в полумраке подвала! Никто из них не задумывался, каково в этом прекрасном каменном склепе живому человеку есть, спать, жить… Супруга скульптора не ложилась спать раньше двух-трех ночи, дожидаясь окончания творческого процесса, чтобы вытереть мраморную пыль, которая была везде — на вещах, на мебели, на посуде…

Доехал до Парижа на велосипеде

Первая (и кажется последняя) попытка участия в украинских выставках Николая Гавриловича состоялась в 1994 году, когда приехавшего на День независимости в Украинский дом Шматько «отчислили» по причине отсутствия у него высшего образования, не разрешив ему выставить свои скульптуры даже под стенами Украинского дома. Никого не интересовало, что скульптор продал большинство своих вещей, оплачивая трейлер и жизнь в столице. В итоге Шматько предоставили место… в парке возле Верховной Рады. В глухом углу, где практически не было посетителей. Три дня скульптуры стояли под дождем — хозяин сам оплачивал охрану. Директор музея «Київська фортеця» предложил Шматько целый месяц выставляться бесплатно. Но как только скульптор отпустил трейлер, его попросили оплатить аренду площадей… У него не было меценатов на создание галереи. По его словам, хороший мрамор сегодня стоит от 4 до 15 тысяч евро за куб. Для всех своих работ он покупал материал за свой счет, предпочитая сотрудничать с ООО «Коилгинский мрамор», директор которого ценит искусство Шматько. Когда скульптор приезжает за мрамором, карьер останавливается на несколько суток, чтобы мастер сам выбрал нужные ему участки. В единичных случаях доставляли каррарский мрамор из Италии — тот самый, из которого Рафаэль создал Давида.

В конце 90-х Н.Шматько осуществил свою многолетнюю мечту — встретился с известной натурщицей Диной Верни. С просроченной визой он пересек на поезде Польшу и Германию, а из Германии доехал до Парижа на велосипеде, ночуя на улице. Дина посоветовала ему не уезжать из своей страны и обогащать своим искусством свой народ.

И вот 13 лет коллекция (стоимостью несколько миллионов) «обогащала» украинский народ, находясь на околице полуразоренного города под землей. В особо сложный момент Н.Шматько продал две свои работы «Воздух» и «Девушка со свечой», над которыми работал год, за 2600 долларов. В 2002 году несколько его работ семь месяцев находились в Институте международных цивилизаций, который присвоил ему звание профессора художественного творчества и искусства и предлагал возглавить кафедру. В том же году скульптору предложила помощь Юлия Тимошенко. Только он отказался. Ему было неудобно принимать помощь пусть и от богатой женщины в то время, когда многие сильные и богатые мужчины, не находящиеся в таком трудном положении, как она, не посчитали нужным ему помочь. В этот же период Н.Шматько отказался и от пенсии: по его мнению, ее размер не соответствовал тому вкладу, который он внес в культуру Украины.

«…охота на короля мрамора»

В сентябре 2003 года бизнесмен Анатолий Лысенко забрал скульптора в Славянск, отреставрировав для него старинный двухэтажный особняк в центре города, ничего не требуя взамен.

Но в день отъезда к скульптору приехал Александр Ефремов и уговорил его через год вернуться в Луганск... За 13 лет существования Краснолучской арт-галереи в подземелье это был первый визит губернатора — в день, когда мастер собирался навсегда покинуть Луганщину.

Донецкий губернатор и представители местной элиты за год его пребывания в Славянске приезжали к нему не раз. А после знакомства с творчеством Шматько Анатолий Близнюк сказал, что никто, кроме него, Богородицу для Свято-Успенской Святогорской лавры делать не будет, чем вызвал возмущение Союза художников.

За эту работу Шматько был награжден орденом Преподобного Нестора Летописца.

В сентябре 2004 года скульптор опять в Луганске, где, по договоренности, он должен был без всяких неудобств продолжать творческий процесс. Но вернуться к работе Шматько смог не скоро… Обещанные ему средства были переведены на отдел культуры и их распределением занялись конкретные лица. Работы Шматько были размещены в выставочном зале художественного музея, но эта галерея была совершенно непригодна: крыша текла, ремонтсделан косметический. Более 30 тыс. долларов ушли на качественное улучшение галереи и проживание.

Переданные на хранение и экспонирование 64 скульптуры и 140 картин в договоре о передаче перечислены не были и музеем не страховались. …В апреле 2005 года перед галереей появились… гроб, виселица и манекен, изображавший приговоренного к казни, — как образы истинного положения культуры на Луганщине. Над входом в луганскую картинную галерею висело огромное черное полотнище с надписью: «Здесь открыта охота на короля мрамора». А вся семья Шматько в течение недели в белых одеждах с колпаками-масками на голове, флагом Украины, плакатами на шее «Лохотрон», «Обман», «Обещания», «Обворовали» и главным транспарантом «Жертвы Луганска» шествовала по городу, делая остановки возле областного управления культуры, ОГА, Луганского областного телевидения, горсовета, управления МВД и прокуратуры. Посетивший в эти дни галерею губернатор области А.Данилов сыграл с «королем мрамора» в шахматы, пообещал ему, что они его не отпустят, и велел своим замам «закрывать вопрос». За выдворение «афериста» и «баламута» из галереи стали собираться подписи среди членов Союза художников.

Заниматься творчеством в такой обстановке было невозможно. Скульптор так и не понял, зачем его уговаривали, сорвали с места и «вернули Луганщине». По его словам, за те месяцы в Луганске галерею с его скульптурами посетило лишь три человека…

Борьба «короля» за «свое место» длилась почти год. Наконец для галереи, мастерской и жилья был найден трехэтажный дом, обмененный на квартиру.

«Господь явился через камень…»

Скульптор создал более 750 памятников, бюстов, горельефов, барельефов и скульптур. Его электронную галерею посетили тысячи пользователей Интернета. Многие коллеги от США до Китая даже не знали о положении скульптора — они никогда бы не поняли, почему фактический миллионер пребывает в столь бедственном положении и не продает свою галерею (два года назад Н.Шматько отказался от предложения продать всю коллекцию за 25 млн.долларов).

Картины и скульптуры Шматько, оцененные в миллионы, находятся в доме с неоштукатуренными стенами. Электричество под­ведено от соседа. Отопление появилось только 31 декабря 2006 года (помог губернатор Геннадий Москаль), а до того семья спала под заиндевевшими одеялами.

«Я в признании Украины не нуждаюсь, меня признали в Италии — на родине скульпторов, — говорит между тем Николай Шматько (зимой 2007 года он привез из Флоренции медаль Лоренцо Великолепного — награду биеннале). На этой выставке было представлено более 2500 произведений искусства. 840 человек представляли 76 стран, каждая из которых спонсировала своим участникам приезд.

Шматько представлял Украину один. Работа, принесшая ему победу во Флоренции — «Поклонение диску», имеет особый секрет. С нижней стороны диска появился образ, если присмотреться, можно различить глаза, брови, бороду… «До меня еще никто не создал такого — чтобы Господь явился через камень… Девушка смотрит в лицо Богу, который создал этот мир», — говорит автор, который отказался продать работу за 800 тысяч евро.

Скульптор иногда признается, что ничего особенного не ждет от Украины. Свой последний блок мрамора из запасов скульптор использовал для создания «Украинской Авроры». Работа, уже наделавшая немало шума, увековечила в мраморе третью украинскую знаменитость: кроме Тараса Шевченко и Леси Украинки, в галерее — обнаженная Юлия Тимошенко.

А самый его масштабный проект — «Явление Христа апостолам» — был задуман 15 лет назад. На гранитном кресте из 100-тонного мраморного блока высечено 13 скульптур… Ну а на крыльях креста — место для тех, кто поможет в финансировании: куда же теперь без этих «апостолов»?