Признаемся, отечественное ТВ не особенно радует зрителя «лица необщим выраженьем». Зачастую даже кажется, что многие программы скроены по одним и тем же лекалам, а повторяющиеся там и сям сериалы усугубляют стойкое впечатление монолитной серости. Впрочем, справедливости ради необходимо признать: это не столько вина, сколько беда украинского ТВ. Жесткие требования конвейерного производства, отсутствие достаточных средств, дефицит идей, наконец, да и отечественная властная специфика не очень-то способствует созданию богатого и разнообразного визуального продукта.
На этом фоне остается только удивляться, как каналу «1+1» удается вот уже шесть лет быть для аудитории постоянно новым и неожиданным. Впрочем, если разобраться, то удивляться как раз нечему, поскольку все вполне закономерно. В том-то и дело, что деятельность канала — не феномен, а логичный результат хорошо работающей идеи. Сегодня уже вошел в историю рассказ о том, как в кофейне киевского Дома кинематографистов собрались профессиональные и успешные кинематографисты, увенчанные лаврами не одного фестиваля — Александр Роднянский, Владимир Оселедчик, Юрий Макаров. В результате сего мини-конклава решили сделать в Украине классное, качественное телевидение. И у них это получилось. Может быть, благодаря, как кто-то из коллег верно заметил, диктаторской целеустремленности и упрямству, свойственным режиссерскому ремеслу, привычке мыслить категориями экрана, а также — умению создавать команду.
Последнее особенно важно. Именно сплоченные цеховые команды, генерирующие новые идеи — настоящий фундамент состоятельности «1+1». Это позволяет каналу раз в сезон полностью обновлять все оформление, свою «картинку», вместе с форматом основных программ. Постоянный творческий процесс поддерживается и благодаря принципиальной открытости талантливым людям и интересным идеям вне зависимости от того, откуда они приходят. На «1+1» работает добрая треть членов Союза кинематографистов Украины. У многих звезд канала за плечами — совсем не телевизионный опыт. Всенародно обожаемая, с легкостью покоряющая международные телефестивали Ольга Герасимьюк (автор и ведущая программ «Без табу», «Версии») пришла из газетной журналистики, Анатолий Борсюк, автор ярких «Монологов», оригинальных спецпроектов — известный человек в документальном кино. Даниил Яневский, историк по образованию, тоже пришел на телевидение из газетной журналистики. Алла Мазур имела опыт работы на ТВ и до «1+1», а перед этим — работала на радио. Примеры можно множить. Благодарные исходы многих призовых гонок от Москвы до Нью-Йорка для «1+1» — традиция. Но главное — даже не признание профессионалов (хотя это, бесспорно, важно и престижно), а стабильный интерес к каналу массовой аудитории.
Не секрет, что еще лет шесть назад большая часть телезрителей признавала в основном русскоязычное телевидение, по той простой причине, что противопоставить ему было нечего. «1+1» очутился в роли едва ли не единственного проводника национальной самоидентификации. Выдерживать весьма жесткую конкуренцию сначала с московскими телеканалами, а позже с преимущественно русскоязычным «Интером», позволяет, как ни парадоксально, сам украинский язык, настоящий, литературный, на котором говорят ведущие программ «1+1», каким дублируется большинство фильмов и сериалов. Но сам по себе язык еще ничего не значит. Главное все же, что именно на нем произносится и в каком виде подается зрителям. Иными словами, насколько свободно на канале владеют языком телевидения.
Здесь можно долго и обстоятельно вдаваться в нюансы и характеры разных программ. Репортерская отточенность Телевизионной службы новостей «ТСН», легкость, ироничность и интеллигентность «Завтрака с «1+1», страсти по «Табу» и исповедальные драмы «Без табу», увлекательность и виртуозность «Автопарка», целый букет — на любой вкус — юмористических и развлекательных шоу... Но стоит остановиться на том, что объединяет эти столь разные программы. Все тот же пресловутый «человеческий фактор». Ибо ведущий каждой программы — непременно узнаваемая и неповторимая личность, со своим характером и привычками. Эмоциональность и материнские интонации Ольги Герасимьюк контрастируют и в то же время взаимодополняются с «зубастостью» Мыколы Вересня («Без табу»). В итоге же на диапазоне авторских передач «1+1» перед зрителями в течение недели проходит богатейшая гамма интонаций, лиц, темпераментов.
Есть у канала и еще один «кит», на котором «1+1» строит свою политику, — вовлечение зрителей в телепроцесс. Причем способы этого вовлечения самые разные — от проблемных опросов до самых неожиданных форм участия — к примеру, телерозыгрышей в «Скрытой камере». В итоге люди чувствуют себя не рабами «ящика», но равноправными сотворцами того, что им, собственно, показывают. Именно уважительное, паритетное, если хотите, отношение к публике позволяет «1+1» быть собой.
«1+1»