В столичном Доме ученых завершилась выставка «Украинское искусство ХХ—XXI веков». Рядом с шедеврами Марии Примаченко, Николая Глущенко, Алексея Грищенко, Сергея Шишко есть и работы «классиков нового времени» — Леся Подервянского, Бориса Егиазаряна, Виктора Трубчанинова, Олега Мингалева. Сенсация выставки — «Портрет девочки», автором которого предположительно является Казимир Малевич. Организатор проекта — галерея «Тадзио» (куратор Елена Ягодовская).
Проекты «Тадзио» всегда отличает изысканность. Все 37 представленных лотов — из семейных собраний и собраний авторов.
Выставка позиционировалась как «предаукционная» (у будущего мероприятия уже есть своя фишка «первого аукциона от искусствоведа»).
«Тадзио» постоянно сотрудничает с молодыми художниками. На данном этапе это — И.Зайцев, Л.Клюшкина, О.Мингалев, Р.Минин, Ю.Сивирин и др. Однако уже очевидно, что у «Тадзио» появилась потребность расширить круг своих авторов.
— Для этого нам нужно было общаться с семьями уже ушедших художников, — рассказывает «ЗН» Елена Ягодовская. — Мы хотели найти интересные работы, которые говорили бы о преемственности, о контексте современности в украинском искусстве. В этом проекте собраны работы, разные по манере, по школам, происхождению. Но нет ни одного проходного произведения. Работы отличаются интимным взглядом на природу и каким-то «человеческим размером».
По словам г-жи Ягодовской, важно, когда есть этот самый «человеческий размер — во время нынешнего всеобщего безумия». Ведь искусство отнюдь не связано с развитием общества. Поэтому художники, представленные на выставке, не реагируют, как барабаны, на этот протяжный звук тревоги в социуме. Они скорее «созидатели» и «лекари душ».
Такими «лекарями», например, являются представительница «наивного искусства» великая Мария Примаченко («Водяной бык», 1980 г.); выдающийся живописец Николай Глущенко («Крымская весна», 1958 г.), который, кстати, в рейтинге «подделок» на первом месте в Украине; мастер пейзажа и натюрморта Сергей Шишко («Валя», 1976 г.,
«Днепровский пейзаж», 1963 г.);
мастер натюрморта, портрета, ню Сергей Подервянский («Купальщица»)… Есть также картины Алексея Грищенко, Антона Кашшая, Матвея Когана-Шаца, Виктора Зарецкого, Зиновия Толкачева и др.
Особый интерес представляет обширная коллекция произведений выдающегося российского мастера Михаила Шемякина («Балеты Дягилева», «Игуана», «Тень с зеркалом», «Танцы с фруктами»).
Относительно «Портрета девочки», то есть предположения, что ее автор — основатель супрематизма в искусстве Казимир Малевич. «Как удалось разыскать это полотно?» — вопрос Елене Ягодовской.
— В 2006 году картина была найдена в Конотопе искусствоведом Ниной Велигоцкой. Там в 1894—1895 гг. проживала семья Малевичей. Одному из самых дорогих ныне художников на тот период было 16 лет, и он много работал. Это мистическая история… Сама Нина родом из Конотопа. Закончив образование в Москве, она приехала на родину. Предположительно на этой картине изображена младшая сестра Малевича Северина (1884 г.р.). Гипотетически авторство определяется на основе сходства с поздними портретами Малевича и фотографиями семьи художника, а также оценками экспертов. Но я не сомневаюсь, что эту работу создал гениальный художник, соединив яркие цвета — красный и синий. Мы о ней говорим: «Это наша красавица!» Всматриваясь в глаза этой девочки, ощущаешь глубокий подтекст.
Одно из самых удивительных полотен — в рамках проекта — «Женский портрет» Юлиана Зайца, написанный в 1932 году. Этот выдающийся украинский деятель был советником митрополита Андрея Шептицкого. (Работы Зайца хранятся в музее Ватикана и редко встречаются в частных коллекциях).
***
«Містерія політичних смислів» |
— Приехав из Великобритании, я увидел украинцев невероятно политизированными, — говорит г-н Мингалев. — Они — заложники «ящика». Поэтому первый мой рецепт — немедленно выключить телевизор! Ведь ТВ прямо-таки «пасет» украинский народ, втягивая в дурацкий конфликт в духе дадаистского театра. Эти лицемерные и коварные говорящие головы несомненно с актерскими данными. Чернуху политжизни я попытался сублимировать. Важно смотреть на эту работу не через призму «Кто прав?» или «Кто виноват?» — прежде всего это потешный ряд. На уровень «потехи ради» и скатилась украинская политика. Здесь нет положительных или отрицательных персонажей. Это драматургия, а истина — между черным и белым. Ведь наша страна невероятно ресурсная, здесь находится треть мировых запасов чернозема. И как можно умудрится опустить этот народ на уровень прозябания?…
По словам г-на О.Мингалева, его творение является «магическим защитным поясом, через которое выходит наружу лицемерие и коварство». В данном случае это полотно — некая аллегория. Образ будущего — восходящее солнце. Президент Медведев в виде плюшевого мишки. Примус — образ украинской экономики, которая не может справляться с нарастающими потребностями. Персонажи наверху — феерически представленные украинские олигархи. А самая влиятельная женщина в украинской политике изображена как мифологическое существо — кентавр. Художник считает, что у Юлии Владимировны есть наклонности белой богини.
Комментарий
— Стиль работы Олега Мингалева можно было бы обозначить как метафизический постреализм, — предполагает гость выставки Андрей ОКАРА. — Это отнюдь не карикатура, а скорее образ Украины, которой не хватает мужского начала, где некоторые политмужи — политические и метафизические импотенты. Феномен Украины здесь четко отображен — мужскую роль на этой территории вынуждены взять на себя женщины. Быть может, это влияние современной культуры амазонок или тюркской культуры? А может, казацкого образа жизни, когда казак был оторван от семейного уклада? С одной стороны, ужас для Украины, что мужчина — некий недочеловек. С другой — «сверхчеловеками» в украинских условиях вынуждены становиться женщины… На втором плане едва заметная фигура — мне кажется, что это образ смерти. Кризис, который всех убьет. Эта картина оказалась в плане банального комментаторства просто пророческой. Написана она в конце 2008-го. А вспомните, какие газовые страсти разгорелись после. Проблема стала носить экзистенциальный характер — быть или не быть? Газ или смерть?