UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Человеческий размер» имеет значение. Картина художника Олега Мингалева о политических смыслах напророчила кризис?

В столичном Доме ученых завершилась выставка «Украинское искусство ХХ—XXI веков». Рядом с шедевра...

Автор: Екатерина Константинова

В столичном Доме ученых завершилась выставка «Украинское искусство ХХ—XXI веков». Рядом с шедеврами Марии Примаченко, Николая Глущенко, Алексея Грищенко, Сергея Шишко есть и работы «классиков нового времени» — Леся Подервянского, Бориса Егиазаряна, Виктора Трубчанинова, Олега Мингалева. Сенсация выставки — «Портрет девочки», автором которого предположительно является Казимир Малевич. Организатор проекта — галерея «Тадзио» (куратор Елена Ягодовская).

Проекты «Тадзио» всегда отличает изысканность. Все 37 представленных лотов — из семейных собраний и собраний авторов.

Выставка позиционировалась как «предаукционная» (у будущего мероприятия уже есть своя фишка «первого аукциона от искусствоведа»).

«Тадзио» постоянно сотрудничает с молодыми художниками. На данном этапе это — И.Зайцев, Л.Клюшкина, О.Мингалев, Р.Минин, Ю.Сивирин и др. Однако уже очевидно, что у «Тадзио» появилась потребность расширить круг своих авторов.

— Для этого нам нужно было общаться с семьями уже ушедших художников, — рассказывает «ЗН» Елена Ягодовская. — Мы хотели найти интересные работы, которые говорили бы о преемственности, о контексте современности в украинском искусстве. В этом проекте собраны работы, разные по манере, по школам, происхождению. Но нет ни одного проходного произведения. Работы отличаются интимным взглядом на природу и каким-то «человеческим размером».

По словам г-жи Ягодовской, важно, когда есть этот самый «человеческий размер — во время нынешнего всеобщего безумия». Ведь искусство отнюдь не связано с развитием общества. Поэтому художники, представленные на выставке, не реагируют, как барабаны, на этот протяжный звук тревоги в социуме. Они скорее «созидатели» и «лекари душ».

Такими «лекарями», например, являются представительница «наивного искусства» великая Мария Примаченко («Водяной бык», 1980 г.); выдающийся живописец Николай Глущенко («Крымская весна», 1958 г.), который, кстати, в рейтинге «подделок» на первом месте в Украине; мастер пейзажа и натюрморта Сергей Шишко («Валя», 1976 г.,
«Днепровский пейзаж», 1963 г.);
мастер натюрморта, портрета, ню Сергей Подервянский («Купальщица»)… Есть также картины Алексея Грищенко, Антона Кашшая, Матвея Когана-Шаца, Виктора Зарецкого, Зиновия Толкачева и др.

Особый интерес представляет обширная коллекция произведений выдающегося российского мастера Михаила Шемякина («Балеты Дягилева», «Игуана», «Тень с зеркалом», «Танцы с фруктами»).

Относительно «Портрета девочки», то есть предположения, что ее автор — основатель супрематизма в искусстве Казимир Малевич. «Как удалось разыскать это полотно?» — вопрос Елене Ягодовской.

— В 2006 году картина была найдена в Конотопе искусствоведом Ниной Велигоцкой. Там в 1894—1895 гг. проживала семья Малевичей. Одному из самых дорогих ныне художников на тот период было 16 лет, и он много работал. Это мистическая история… Сама Нина родом из Конотопа. Закончив образование в Москве, она приехала на родину. Предположительно на этой картине изображена младшая сестра Малевича Северина (1884 г.р.). Гипотетически авторство определяется на основе сходства с поздними портретами Малевича и фотографиями семьи художника, а также оценками экспертов. Но я не сомневаюсь, что эту работу создал гениальный художник, соединив яркие цвета — красный и синий. Мы о ней говорим: «Это наша красавица!» Всматриваясь в глаза этой девочки, ощущаешь глубокий подтекст.

Одно из самых удивительных полотен — в рамках проекта — «Женский портрет» Юлиана Зайца, написанный в 1932 году. Этот выдающийся украинский деятель был советником митрополита Андрея Шептицкого. (Работы Зайца хранятся в музее Ватикана и редко встречаются в частных коллекциях).

***

«Містерія політичних смислів»
Интересна также работа Олега Мингалева (его имя внесено в британскую энциклопедию искусств) «Мистерия политических смыслов». Кажется, что на этом масштабном полотне (167х104) встретилась вся наша политэлита. Автор говорит, что идея «Мистерии…» возникла как реакция воздействия телевидения на массовое сознание украинцев. Эта работа была готова уже в октябре прошлого года (выставлялась даже в Верховной Раде), и в каком-то смысле «предсказала» даже нынешние события. Сегмент российской политики — в виде трубы, которая съезжает в старый примус дохлой экономики.

— Приехав из Велико­британии, я увидел украинцев невероятно политизированными, — говорит г-н Мингалев. — Они — заложники «ящика». Поэтому первый мой рецепт — немедленно выключить телевизор! Ведь ТВ прямо-таки «пасет» украинский народ, втягивая в дурацкий конфликт в духе дадаистского театра. Эти лицемерные и коварные говорящие головы несомненно с актерскими данными. Чернуху политжизни я попытался сублимировать. Важно смотреть на эту работу не через призму «Кто прав?» или «Кто виноват?» — прежде всего это потешный ряд. На уровень «потехи ради» и скатилась украинская политика. Здесь нет положительных или отрицательных персонажей. Это драматургия, а истина — между черным и белым. Ведь наша страна невероятно ресурсная, здесь находится треть мировых запасов чернозема. И как можно умудрится опустить этот народ на уровень прозябания?…

По словам г-на О.Мингалева, его творение является «магическим защитным поясом, через которое выходит наружу лицемерие и коварство». В данном случае это полотно — некая аллегория. Образ будущего — восходящее солнце. Президент Медведев в виде плюшевого мишки. Примус — образ украинской экономики, которая не может справляться с нарастающими потребностями. Персонажи наверху — феерически представленные украинские олигархи. А самая влиятельная женщина в украинской политике изображена как мифологическое существо — кентавр. Художник считает, что у Юлии Владимировны есть наклонности белой богини.

Комментарий

— Стиль работы Олега Мингалева можно было бы обозначить как метафизический постреализм, — предполагает гость выставки Андрей ОКАРА. — Это отнюдь не карикатура, а скорее образ Украины, которой не хватает мужского начала, где некоторые политмужи — политические и метафизические импотенты. Феномен Украины здесь четко отображен — мужскую роль на этой территории вынуждены взять на себя женщины. Быть может, это влияние современной культуры амазонок или тюркской культуры? А может, казацкого образа жизни, когда казак был оторван от семейного уклада? С одной стороны, ужас для Украины, что мужчина — некий недочеловек. С другой — «сверхчеловеками» в украинских условиях вынуждены становиться женщины… На втором плане едва заметная фигура — мне кажется, что это образ смерти. Кризис, который всех убьет. Эта картина оказалась в плане банального комментаторства просто пророческой. Написана она в конце 2008-го. А вспомните, какие газовые страсти разгорелись после. Проблема стала носить экзистенциальный характер — быть или не быть? Газ или смерть?