UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕХИ УВЛЕКАЮТСЯ КОМЕДИЯМИ

В киевском кинотеатре «Кинопанорама» прошла неделя чешского кино, организованная Чешским центром...

Автор: Лариса Брюховецкая

В киевском кинотеатре «Кинопанорама» прошла неделя чешского кино, организованная Чешским центром. Знакомить украинских зрителей с фильмами этой страны стало хорошей традицией. Посол Чешской Республики в Украине Йожеф Врабец на открытии недели подчеркнул, что свою работу здесь год назад он начал с такой же акции. Тогда мы имели возможность посмотреть киноленты последних лет, в том числе фильм «Коля» Я.Зверака, увенчанный «Оскаром». Нынче чехи опять предложили новинки, в частности номинанта на «Оскара» - «Гудзикарі» П.Зеленки (жаль, что не удалось привезти еще одного номинанта на эту премию - «Секала надо убить» В. Михалека с прекрасными работами польских актеров Богуслава Линды и Олафа Любашенко).

Особенностью программы был ее комедийный уклон: четыре из пяти картин - комедии. Они окрашены в национальный колорит. Показателен в этом плане новый фильм совместного производства Чехии, Франции и Болгарии «Лотрандо и Зубейда» режиссера К.Смичека, поставленный по мотивам сказок Карела Чапека. Комедийная история, происходящая в вытрезвителе, создана в картине Д.Клейна «Добрые голуби, которые возвращаются».

Единственная трагедия - фильм «Мандрагора» режиссера В.Гродецки, повествующий о мальчишеской проституции, о том, как дельцы наживаются на эксплуатации несмышленных, ущербных и униженных созданий. Нельзя сказать, что фильм - произведение художественное, авторам хотелось как можно достовернее передать способ жизни своих героев, но они не дистанциировались от него авторским «я». И получилась не трагедия, а набор отталкивающих эпизодов, не впечатляющих уже с первых кадров (соприкосновение с реальной жизнью, к которому стремились авторы, не всегда гарантирует творческий успех).

И наконец, две комедии режиссера П.Зеленки «Бессмертная тетушка» (1996) и «Гудзикарі» (1997). Оптимизм этих фильмов пришелся ко двору нашей публике, ибо отечественных комедий мы не продуцируем (казалось бы, нация с прекрасным чувством юмора должна производить кинокомедии, но увы!).

Было еще одно обстоятельство, приятное для нашего зрителя - бесплатный вход. Благодарные зрители наполняли зал все шесть дней. Хотелось бы отметить и отличную организацию: фильмы были дублированы синхронным переводом на украинский язык.

Я встретилась с руководителем программы Верой Судликовой, которая много лет занимается продвижением чешских фильмов на зарубежные фестивали и просмотры и попросила рассказать, как удалось Чехии так оперативно реорганизовать свой кинематограф. В год здесь производится больше двадцати фильмов, а лучшие из них получают престижные награды.

- До 1990 года кинематографисты старались, чтобы не осталось никаких государственных структур, они их разрушали, не думая о том, что будет дальше. Шаг за шагом все приватизировалось, студии перешли в частные руки, и в Генеральном управлении кино остались только я и еще два человека. Меня оставили, так как я всю жизнь работала в международном отделе этого управления и занималась культурной политикой чешской кинематографии - не коммерцией, а международными кинофестивалями и такими показами, как сейчас в Киеве. К счастью, Министерство культуры после 1990 года очень разумно решило, что нужно продолжать эту работу. Каждый год мы готовим отчет о чешской кинематографии. Это непросто, ибо все в частных руках и никто не хочет подавать информации - они горды, что сегодня не нужно никому отчитываться. Но другие страны, Европейский союз хотят знать о состоянии кинематографа и аудиовизуальных искусств. Поэтому сегодня в нашей стране создается Аудиовизуальный центр, где будет концентрироваться вся информация. Чехия хочет стать членом ЕС, и нужно принять его законы, в том числе те, которые касаются аудиовизуальных искусств.

Есть в Чехии Государственный фонд поддержки чешского кино. Он добывает гранты для тех, кто подает заявку на фильмы - полнометражные и короткометражные. Каждый, кто хочет снимать фильмы, может подавать заявку в этот фонд. При нем действует комиссия, рассматривающая проекты, сценарии и выбирающая их путем голосования. Деньги в фонд приходят отовсюду. Основные - от использования фильмов, созданных с 1966 по 1990 годы. Часть денег поступает с каждого проданного билета (по одной кроне). Этого мало - всего 10 млн. крон в год. Поэтому ищут спонсоров, готовых дать деньги на фильм.

Чешская Республика - член разных международных организаций по кинематографии, в частности «EURIMAGES», «Eureka audiovisuel» и других с центрами в Страсбурге. Если у вас есть хороший сценарий и если продуцент найдет еще две европейские страны, которые хотят работать с вами, вы можете дать заявку на фильм в эти организации. Но членский взнос в эти организации - порядка 8 млн. крон ежегодно. Не забывайте, вы большая страна, а в Чехии всего 10 млн. жителей и 5 - в Словакии, где понимают наш язык. Всем другим странам необходим перевод, а это дорого.

В Чехии есть общественные организации, которые способствуют поддержке кино - Союз продюсеров, Союз дистрибьюторов, Союз кинематографистов и Академия работников кино и телевидения.

Если говорить о юридической поддержке, то еще в 1992 году был принят закон о кино, в 1993-м - закон о Государственном фонде.

За год у нас выходит 20 фильмов. Данные о кинопрокате за прошлый год свидетельствуют, что первое место по количеству зрителей занял фильм «Коля». Шестое, седьмое и десятое места тоже заняли чешские фильмы. Так что зритель ходит и на наши фильмы. Есть у нас больше десятка международных кинофестивалей, в том числе известный фестиваль в Карловых Варах, который возглавил актер Ежи Бартошка.