UA / RU
Поддержать ZN.ua

…БЫТЬ РАСИСТОМ?

Недавно на пороге одной кофейни мы с приятелем cтолкнулись с совершенно неэстетичным на вид индус...

Автор: Александр Ивашина

Недавно на пороге одной кофейни мы с приятелем cтолкнулись с совершенно неэстетичным на вид индусом с грязными нечесаными волосами и в засаленной одежде типа «хаки», таким гигиенически страшным и омерзительным, что, казалось, коснись его — и тысячи смертельных болячек перейдут к тебе. Но был как раз тот сырой, холодный, с неприятным ветром ноябрьский вечер, когда только и хотелось как можно быстрее спрятаться внутри и выпить горячего кофе... И единственное, что просил индус, — это немного мелких денег на кофе, чтобы согреться.

Уже позднее я оформил для себя словами то, что тогда ощущал... Сердце переполняло сострадание к чужаку, неизвестно как забредшему сюда и не способному скрыть свое неудержимое желание как можно скорее «легитимно» попасть в теплое помещение, и вместе с тем совершенно полуинстинктивное неприятие его кричащего антигигиенического существования-передвижения. Пожалуй, каждый из нас чувствовал нечто подобное при слишком плотном контакте уже с нашими родными бомжами… Конечно, мы понимаем, что не от хорошей жизни появляется тот или иной конкретный бомж. Но не только и не столько на хроническую нерешенность социальных проблем у нас и в мире хотел бы обратить ваше внимание.

Дело, скорее, в том, насколько далеко мы готовы зайти в толерантности к «внутренним» и «внешним» чужим. Мы, пусть даже и полуобразованные, но жители все-таки европейской окраины или хотя бы с ориентацией на европейскость. Чужие иногда сами своим существованием отрицают наш стиль жизни, традиции повседневного сосуществования. Ведь такие чужие являются не только бельмом на глазу «власть имущих», да и нас самих как знак напоминания, что не все так прекрасно в «датском королевстве», что «имеем то, что имеем» и что даже когда-то и хотели как лучше, но вышло как всегда.

Но разве не принадлежим к этим внутренним чужим — и это, пожалуй, самое страшное — и мы как внутренние варвары. Разве не как варвары мы ведем себя, разрешая «опускать» из года в год, скажем, наших учителей, — от которых, сколь бы ни были они консервативны, а возможно, именно поэтому зависит передача новым поколениям на каком-то кожном, касательном уровне элементарных устоев нашего сосуществования, нашей идентичности, — на какой-то животный уровень существования.

Дело усложняется тем, что нужно всегда быть на стреме и следить — постоянно подвергать сомнениям и обсуждать, а если нужно — действовать: в ситуациях, когда необходимо быть «расистом», то есть нетерпимым к проявлениям того чужого, что угрожает самим условиям нашего существования; и в ситуациях, где мы просто превращаемся в настоящих фашистов-расистов, нетерпимых к чужим способам получения наслаждения, к чужим стилям жизни, нечувствительных к чужим страданиям. Мы должны быть на страже, чтобы различать, где мы просто игнорируем страдание или наслаждение других-чужих, а где мы завидуем им или просто пытаемся пробраться к ним со своей грязненькой заинтересованностью. Что же другое заставляет восторженно пересматривать кое-кого все эти «Куши» и «Стирки», как невозможность лишний раз воскликнуть: «А я всегда говорил вам, что мир так грязен и циничен!» Скажем, не столь просто да, пожалуй, и не нужно называть цыган, агрессивно цепляющихся к вам на улицах с целью улучшить свою или вашу жизнь, просто «рома», они, наверное, все же цыгане, люди, поведение которых вы не согласны принять ни при каких условиях. Но вряд ли можно согласиться с тем, как почти мифологический Пожарник (фигура, по своей архаической силе уже равная приговскому «Милиционеру») гоняет по нашим учреждениям бедных курильщиков (не путайте с курдами), исполняя установки начальства, которое не успевает за новейшими западными веяниями якобы в деле охраны нас и окружающей среды. То же, наверное, касается и нашей нравственной и профессиональной толерантности к «Другим», когда мы позволяем различным профанам нести несусветную ахинею, начиная от медиа до монографий, под грифом уже, пожалуй, сомнительного институционного прикрытия (что касается ценности там изложенного) на титульной странице — «Академия наук».

Стоит уже, по всей видимости, прислушаться к тем, кто давно предлагает отказаться от ярлыков, чересчур часто легкомысленно наклеиваемых нами друг на друга — консерватор, либерал, демократ, фашист, расист и т.д. и т.п. И конкретно анализировать каждую важную для общества ситуацию, учитывая все возможные для нас последствия, и не бояться иногда все-таки отказываться от таких милых нашему сердцу предубеждений, которые иногда мешают ясно и по-новому взглянуть на давно изменившуюся ситуацию, как бы ни печально это нам было осознавать.

Конечно, примеры, приведенные мной, не наиболее показательные, кто-то приведет более сильные и убедительные...

Но индуса все равно жаль.