Новая власть вот уже полгода тщится навести порядок во всех сферах деятельности рожденного Майданом государства. Оставим реприватизацию, трубы, бензин, мясо, сахар и ГАИ отраслевым специалистам и тематическим аналитикам. Обратимся (уж в который раз!) к тому, что для любой уважающей себя державы является душой и вдохновением, корневой системой национальной идеи и портретом, который пристально рассматривает мир, — к культуре. Она, бедная, под руководством новой команды стонет, плачет и чахнет.
Скандалы сопровождают новую власть от ее рождения. Понятно — и недоброжелателей, стремящихся покопаться в генеалогическом древе и родственных связях, хватает; да и все мы люди, от ошибок не застрахованы, тем более взвалив на себя груз решения чохом проблем разворованной страны. Но, думаю, если бы объявить конкурс деятельной бездеятельности, Министерство культуры и искусств, потерявшее в преобразованиях искусства, замещенные туризмом, имело бы все шансы добыть пальму первенства. Очаровательная г-жа министр Оксана Билозир с удовольствием являет себя миру на биеналле или Днях украинской культуры во Франции, но не появляется на встречах с журналистами хотя бы для того, чтобы внятно объяснить собственную позицию, действия министерства и подведомственной ей команды, — для этого есть замы и ближайшие помощники. Но, на поверку, и они не владеют ни ситуацией, ни материалом. Свары, начатые приказом о размежевании должностей, об увольнении виновных (с точки зрения министерства) и назначении «настоящих профессионалов» (определенных им же), многочисленные суды, бытовое лукавство, а порой и откровенная неправда, пополнились новым шедевром — приказом еще на бланке Министерства культуры и искусств Украины за № 467 от 8.07.2005 года «О создании государственного хозяйственного объединения «Концерн «Компания Довженко-фильм».
Росчерком министерского пера г-жа Билозир объединила на основе «безоплатной передачи имущественных прав на недвижимость, как взносов с баланса государственных предприятий» Национальную киностудию художественных фильмов им. А. Довженко, Национальную кинематеку Украины, Украинскую студию хроникально-документальных фильмов, Украинскую киностудию анимационных фильмов и Национальный центр Александра Довженко. Причем приказ этот, как утверждают кинематографисты, готовился и был подписан без каких-либо консультаций с Национальным союзом кинематографистов Украины.
Заслуженный юрист Украины Григорий Гинзбург, комментируя многочисленные юридические казусы, содержащиеся в приказе, акцентирует внимание на том, что «приказ № 467 прямо нарушает статью 15 «Закона о защите экономической конкуренции (непосредственно это касается «принуждения к объединению»), т.е. — нарушает антимонопольное законодательство».
Секретариат НСКУ, собрание молодых членов НСКУ, ветераны и директора киностудий собрали пресс-конференцию, на которой обнародовали свои выводы. Кинематографической общественности надоели подковерные министерские игры. Украинское и мировое сообщество, считают они, должно быть широко проинформировано о «противозаконном своеволии Министерства культуры и министра О. Билозир». Они собираются всячески сопротивляться выполнению этого приказа, не исключая конституционные мероприятия гражданского неповиновения. Кроме этого, в соответствии с существующим законодательством, НСКУ подает в суд по поводу вышеназванного приказа и действий министра, его подписавшего.
Первый замминистра г-н Владислав Корниенко, к сожалению, не ответил прямо ни на один вопрос, заданный журналистами и кинематографистами, заменяя конкретные формулировки цифрами численности работников служб министерства и рассказами о сложных путях внутриминистерских преобразований. А г-жа Оксана Мельничук, которая постоянно заменяет министра на встречах с журналистами, вообще сказала, что это рабочий документ. Но ведь рабочий документ — это, как правило, проект приказа, который не скреплен ни подписью первого лица, ни, тем более, печатью. Остался невыясненным и вопрос известного украинского режиссера Олеся Янчука, которого кинематографисты рекомендовали министерству в качестве зама по кино, о причинах назначения и.о. генерального директора концерна никому не известного и достаточно «возрастного» г-на Тараса Брыкайло. Г-н замминистра в довольно жесткой форме заметил, что это внутренне дело министерства.
Такой ответ заставил всех присутствующих вслед за озвучившим эту мысль Янчуком усомниться: есть ли у нас министр, не говоря уже о том, будет ли кино…