UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бульвар Французский весь в цвету. Одесса решила вернуть былой киностатус

Первый Одесский международный кинофестиваль, отшумевший в середине июля, удивил высокой профессиональной организацией и очень спорным вердиктом жюри (победа «мейнстримной» российской картины «Детям до 16-ти…»)...

Автор: Елена Чередниченко

Первый Одесский международный кинофестиваль, отшумевший в середине июля, удивил высокой профессиональной организацией и очень спорным вердиктом жюри (победа «мейнстримной» российской картины «Детям до 16-ти…»). Против форума взбунтовалось Одесское отделение Союза кинематографистов: фестивалей в стране уйма, а кинопроизводство в загоне! В то же время глава Госкино Украины сенсационно обнадежила общественность: согласно распоряжению Кабмина, 50,01% госакций Одесской киностудии (принадлежащие ФГИ) отныне перейдут Минкульту.

Обустроить международный кинофестиваль в Одессе столь же логично, как и на бульваре Капуцинов в Париже, где братья Люмьер своим «Прибытием поезда на вокзал Ла-Сиоты» возвестили новую эру в истории массовых зрелищ.

И если бы украинцы были амбициознее и расторопнее, они бы еще в январе 1894-го — почти за два года до премьеры сыновей французского фабриканта — поведали миру о сыне крепостного крестьянина из села Окоп Харьковской губернии Иосифе Тимченко, который на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей продемонстрировал движущиеся картинки «Скачущий всадник» и «Копьеметатель», снятые на одесском ипподроме…

Но украинцы не были амбициозными. Поэтому основоположниками мирового кинематографа считаются братья Люмьер. А Иосифу Тимченко впоследствии установили мемориальную доску на доме №24 по ул. Преображенской в городе Одессе.

В том же городе появилась и одна из первых на территории Российской империи кинофабрик, на которой зажглась первая отечественная кинозвезда по имени Вера Холодная. Здесь же дебютировал и наш главнейший киноклассик Александр Довженко.

Со временем Одесская киностудия стала одной из лучших в СССР. Позже распалась отлаженная Кремлем система советского кинопроизводства. После украинский кинематограф зацементировался в образе египетского бога Осириса, главная задача которого — перманентно возрождаться.

Аналогично Одесская киностудия, ныне являющая собой закрытое акционерное общество (50,01% акций — у государства в лице Фонда госимущества, 49,99% — у частной структуры «Новая киностудия») и работающая в основном на обслуживание российского «мыла», уже который год выполняет историческую миссию под названием «Приказано выжить»… Попутно недоумевая: почему это она — единственная в Украине киностудия — не получает отчислений от эксплуатации своего фильмофонда?

А поскольку история с эксплуатацией фильмофонда типично одесская, ибо в очередной раз доказывает, какой изобретательный народ здесь проживает (фильмофонд активно использует человек, имевший самое непосредственное отношение к Одесской киностудии), море и пресловутый одесский колорит остались на месте — а значит, все можно начинать с начала…

Или хотя бы в очередной раз «возрождать» и «развивать».

* * *

«Развитие отечественного кинопроизводства» — вообще (и в Одессе в частности) — обозначил одним из своих приоритетов и Одесский международный (заручившись поддержкой Министерства культуры и туризма, одесских облгосадминистрации и мэрии, патронатом губернатора и посильным вкладом многочисленных спонсоров).

Концепция фестиваля требует от фильмов-участников… наличия юмора в различных его проявлениях.

В конкурсную программу вошли 16 полнометражных картин, снятых за период с 1 января предыдущего года, премьеры которых не было на территории Украины.

В этом году конкурс собрал ленты из Италии, Франции, Перу, Польши, Голландии, Японии, России… И даже из Украины. Это фильм «Пистолет Страдивари»: копродукция с Россией, режиссер Алексей Луканев. Об этой картине не сказал доброго слова никто из тех, кто ее видел. Не считая слов «светлой зависти» в адрес тех, кто ее посмотреть не смог. Не говоря уже о том, что коллизия произведения ассоциируется с такой же коллизией кассового кинохита «Мистер и миссис Смит», повенчавшего в 2005-м Брэда Питта и Анджелину Джоли.

…Был в рамках феста интересный показ французского кино в программе «Французский бульвар». В то время как на самом одесском Французском бульваре (где расположена студия) накануне разразилась очередная буря в пустыне.

Одесское отделение Союза кинематографистов взбунтовалось против этого нового кинофорума, поскольку фестивалей в Украине проводится больше, чем снимается фильмов, и вообще, как говорил герой одной из культовых картин Одесской студии, «у Васи Векшина две сестренки маленькие остались, а бандиты жируют».

Но и здесь у Национального союза кинематографистов Украины произошло очередное расслоение сознания. Ибо пока одесситы метали копья в организаторов Одесского МКФ, глава НСКУ Сергей Тримбач принял предложение организаторов войти в состав международного жюри. Вошел. И даже умно объяснил на итоговой пресс-конференции причины получения Гран-при
(и 15 тысяч долларов) российским режиссером, родившимся во Львове, Андреем Кавуном — за его фильм «Детям до 16-ти…».

Эту победу, между тем, не понял никто. Невзирая на то что по официально-закулисной фестивальной версии на ней настоял председатель жюри Йос Стеллинг. Картина в клиповой эстетике (оператор — бывший «наш» Сергей Михальчук), излагающая суть эротично-любовно-экзистенциональных терзаний современной молодежи, совершенно не вписывается в фестивальный формат. Хотя г-н Тримбач и сообщил журналистам, что «фильм-победитель представил новый взгляд изнутри молодого поколения, стремление уловить его язык».

«Детям до 16-ти…» — обычный летний мейнстрим. Оным мультиплексы развлекают зрителя, корпящего в офисе в ожидании отпуска. Если же говорить о «взгляде изнутри», то до Кавуна его замечательно успели уловить Денис Евстигнеев в 2002-м («Займемся любовью»), в 2006-м — Оксана Бычкова («Питер-FM») и Резо Гигинеишвили («Жара»). Ну а гламурно-клиповый формат апробировал Филипп Янковский в своем перепеве феллиниевской «Сладкой жизни» — картине «В движении»
(2002 г.). Кроме того, «Детям до 16-ти…» напрочь лишен какого бы то ни было юмора… Как разновидности человеческой жизнедеятельности. В отличие от упомянутого «Видримасгор», творение Кавуна с яростью Галилея, добившего инквизиторов своим «И все-таки она вертится!», претендует на открытие всем известных психологических постулатов.

* * *

Несмотря на спорные художественные выводы жюри, организационные итоги первого Одесского МКФ все же можно признать утешительными. Мало какой кинофест в Украине (а их действительно множество) мог бы похвастать столь профессиональным уровнем организации (особенно, если учесть, что это первый «блин»).

На вопрос «ЗН», как удалось этого достичь, президент фестиваля Виктория Тигипко ответила: «Есть такое выражение — директором ресторана не должен быть повар... Все дело в команде. Это люди, имеющие хороший опыт проведения различных кинособытий, поставившие себе целью предъявить новые стандарты организации кинофестиваля в Украине. У нас все было организовано очень четко. Напротив каждого задания (мероприятия) значилось имя исполнителя и время выполнения. А наиболее трудным было убедить органы власти в состоятельности нашего мероприятия…».

Гендиректор фестиваля Денис Иванов сообщил «ЗН», что организаторы уже начали получать от различных режиссеров и продюсеров (в том числе и российских) предложения по развитию кинопроизводства в Одессе. Что тоже обнадеживает.

На фестивальном круглом столе «Кинопроизводство в Одессе» (модератор — бывший сотрудник Одесской киностудии, а ныне успешный российский продюсер Сергей Члиянц, участники — глава Госкино Украины Екатерина Копылова, режиссер Вадим Перельман, директор Одесской киностудии Виктор Ноздрюхин-Заболотный, заместитель губернатора Одесской области Дмитрий Волошенков) г-жа Копылова сообщила: «Уже есть распоряжение Кабмина, согласно которому 50,01% госакций Одесской киностудии, принадлежащие ФГИ, переходят Минкульту. А это значит, что студия больше не будет время от времени выставляться на торги».

…Да и с загадочной «эксплуатацией» фильмофонда тоже вроде бы планируют разобраться.