UA / RU
Поддержать ZN.ua

БУДУЩЕЕ УКРАИНСКОЙ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В НАДЕЖНЫХ ДЕТСКИХ РУКАХ

Колонный зал имени Н.Лысенко Национальной филармонии, концерт, посвященный пятилетнему юбилею Бр...

Автор: Виктория Муратова

Колонный зал имени Н.Лысенко Национальной филармонии, концерт, посвященный пятилетнему юбилею Британской Рады в Украине, в зале - генеральный секретарь ЮНЕСКО г-н Федерико де Майор и, как писали прежде в официальных отчетах, другие официальные лица. На сцене - симфонический оркестр Национальной филармонии под управлением лауреата международных конкурсов Н.Дядюры. Солистка - лауреат международных конкурсов Ольга Кузнецова. Ученица средней специальной музыкальной школы им.Н.Лысенко исполнила Концерт до мажор Вольфганга Моцарта и поразила воображение публики глубиной, особенным интонированием, прекрасным чувством стиля и ансамбля. О.Кузнецова занимается в школе с шестилетнего возраста в классе педагога Натальи Толпыго. В свои 12 лет она - победитель трех международных конкурсов: Konzerteum (Греция, 1996, первая премия), Le Muse (Италия, 1997, Гран-при), Агрополи (Салерно, Италия, 1997, Гран-при, первая премия), участница многих международных фестивалей, концертов в престижных залах США, Германии, Австрии, Греции, Италии, Литвы, Латвии.

Мы сидим в холодном классе Национальной музыкальной академии и говорим о ее будущем - юных виртуозах с заведующим кафедрой специального фортепиано Михаилом Степаненко и педагогом Натальей Толпыго.

М.Степаненко: На сегодняшний день у нас - наилучшая система профессиональной подготовки музыкантов, начиная с шести лет и до окончания консерватории. Система функционирует на протяжении десятилетий. Главное здесь - то, что с самым младшим учеником занимается педагог, который имеет консерваторское или среднее специальное образование. Конечно, происходит определенный отбор, наиболее талантливые, перспективные идут в нашу школу имени Н.Лысенко. В ней учатся дети 11 лет. Для того чтобы работать с талантливыми детьми, нужны талантливые педагоги, высококлассные эрудированные музыканты, которые владеют инструментом. Из всех педагогов специальной школы им.Н.Лысенко, ведущей в Украине по подготовке кадров, давшей стране сотни выдающихся артистов и педагогов во всех областях музыкального искусства, в течение многих лет показывает прекрасные результаты лауреат международных конкурсов Наталья Толпыго.

В чем трудность ее работы? Ребенок, попадающий в класс в шестилетнем возраcте, выпускается уже в 16-18. Это - колоссальный путь, фактически, он становится профессионалом высокого класса и личностью при помощи педагога. Здесь важна многогранность этой личности: литература, искусство, множество других сфер. Это трудная физически, интеллектуально и психологически работа. Победы учеников Н.Толпыго на международных соревнованиях - результат колоссальной работы педагога-специалиста-пианиста. Ведь Наталья Кирилловна - настоящий музыкант, об этом свидетельствует ее победа в Республиканском конкурсе имени Н.Лысенко, записи на пластинках, в фонде радио. Недавно я был свидетелем прекрасного выступления Н.Толпыго в концерте, она блестяще играла Ф.Шопена! А ведь для того чтобы педагог, у которого полтора десятка учеников, выступал на сцене, нужно иметь время заниматься самому! Очень важно, но трудно поддерживать ту неспортивную форму, чтобы соответствовать высоким требованиям взыскательной публики.

Возвращаясь к победе учеников Натальи Кирилловны в Международном конкурсе Агрополи (Солерно), хочу особенно подчеркнуть, что она важна для украинской пианистической школы. Ведь основная конкуренция была между учащимися Московской ЦМШ и Киевской ССМШ

им.Н.Лысенко.

Я глубоко убежден, что Оля Кузнецова - это будущее нашего фортепианного искусства. Она уже выступала в свои 9 лет в США, в Европе, играла концерты Й.С.Баха...

В жюри международных конкурсов работают, как правило, специалисты европейского масштаба. Но украинских музыкантов пока еще не приглашают. Наталья Кирилловна, бывая на этих соревнованиях, осуществляет международные контакты с выдающимися музыкантами, тем самым работая на авторитет страны. Таким образом мы получаем информацию о том, что происходит в мире. Именно победы наших юных музыкантов в конкурсах - О.Безбородько в Торонто, ученики Н.Толпыго в Италии -я считаю государственной политикой в области культуры. А совсем не зловещий приказ №526 г-на П.Лазаренко, в котором содержится распоряжение о ликвидации музыкальных школ и «слиянии» музыкальных училищ и культпросветзаведений, я бы вообще предложил вынести его на суд общественности, опубликовав в СМИ. Ведь по сути он направлен против развития культуры в стране. Если мы не будем вкладывать деньги в образование, нам придется в будущем тратить огромные средства на постройку тюрем и содержание органов правопорядка.

В связи с этим у меня вопрос к Наталье Кирилловне.

- Сколько денег выделило вам Министерство культуры и искусств на поездку в Италию? Ведь по его условиям, все затраты ложатся на участников.

- Ни копейки. Мы очень благодарны Международному фонду «Вiдродження» за финансовую помощь, президенту компании «Киевинвест» Вадиму Марысенко. Еще нам помогли родственники и друзья. Без них мы бы не смогли поехать на конкурс. Даже во время наших поездок на концерты в Латвию, Австрию нас принимали те, кто организовывал выступления.

- Это уже не первый конкурс, в котором победили ваши ученики. Если вспомнить предыдущие, какие из них наиболее значительны для вас?

- Самый первый - это победа Олега Полянского, теперь уже известного музыканта, который 10 лет назад получил звание лауреата Международного конкурса в Токио. Сейчас он живет в Кельне, много гастролирует, бывает в Киеве, у нас прекрасные отношения. Затем были два конкурса в Греции, лауреатами которых стали Яна Гаврилова и Оля Кузнецова. Позже, на конкурсе в Торонто Яна Гаврилова получила диплом «За выдающиеся виртуозные достижения». Далее - конкурс в Усте над Лабе (Чехия), первая премия - Яна Гаврилова, потом конкурс в Польше в Глубчице, там первую премию получил Алеша Иванченко, и последний в Италии в Салерно - Гран-при и первая премия - Оля Кузнецова (11 лет, 6 класс), первые премии - А.Иванченко (12 лет, 6-й класс) в средней группе и М.Народицкая (9 лет, 3 класс) в самой младшей группе.

- Вы сами отбираете учеников в свой класс?

- Конечно, я слушаю каждого сама. Понятно, что не всегда можно распознать талант с первого знакомства. Так что обычно я стараюсь взять всех учеников, кого приводят. Уже потом, в процессе становится ясно, действительно ли ребенок талантлив или нет. Помню свое первое впечатление от Оли Кузнецовой, которая на тот момент занималась всего лишь пару месяцев: общая начальная подготовка. Начинала она в шестилетнем возрасте, и кто тогда мог предугадать ее успехи через 1-2 года?

Я убеждена, что музыкой должны заниматься только те дети, которым это приносит радость. Вот мой сын, к примеру, это занятие уже оставил, его интересуют точные науки и компьютеры.

М.С.: Перечитывая недавно исторический альманах «Хроника», я наткнулся на упоминание о том, что в первые годы после революции киевской интеллигенции пришлось очень тяжело, и профессор Толпыго пилил дрова, чтобы прокормить семью. Конечно, за 80 лет ситуация изменилась, но не в пользу той же интеллигенции. Но в прошлом году среднюю специальную музыкальную школу им.Н.Лысенко спасало Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Н.Т.: Профессор Толпыго - это, очевидно, был мой прадед. Вообще, представители фамилии, папа и мама - известные физики, а меня отдали в студию при Доме ученых, педагог которой - Е.М.Боверман порекомендовала поступить в школу-десятилетку. Я училась у Евгении Владимировны Френкен - замечательного педагога. Она чувствовала каждого ребенка, особенности характера, умела тактично развивать. Среди ее учеников - В.Быстряков, лауреат Международного конкурса им.Б.Сметаны. Консерваторию и аспирантуру я закончила у профессора А.Александрова. Это тоже выдающийся педагог, человек, уникальная личность.

- Можно ли сегодня предположить, как сложится в дальнейшем судьба ваших учеников?

- Если взять пример Олега Полянского - это реально. Талантливые люди найдут себя, если не в нашей стране, то за рубежом. Хотелось бы, чтобы это было возможно и на родине, чтобы возобновилась гастрольная практика. Если раньше этим занимались государственные учреждения, то теперь все - на личных контактах и связях.

Думаю, что Оля Кузнецова - это будущее нашего фортепианного исполнительства. Во время фестиваля «Владимир Крайнев приглашает» ее слушал маэстро Крайнев и очень хорошо отозвался. Занимаясь с юными пианистами, важно не вдаваться в крайности, чтобы дети не увлекались поверхностной виртуозностью исполнения.

Слушая Олю Кузнецову в концерте в Колонном зале, многие убедились в искренности и серьезности ее отношения к музыке Моцарта. Насколько глубоко детское исполнение этой чистой и прозрачной, на первый взгляд простой, но такой многоплановой пианистки!