Обновленный «Кинотавр», отказавшись от проведения Международного конкурса, сосредоточился на отечественном кино. Новая концепция на первый план выдвигает задачи внедрения произведенной кинопродукции в прокат. Факт значительного снижения общего уровня культуры, к сожалению, уже не требует доказательств, и возросшее кинопроизводство поневоле (либо все рассчитав) идет на поводу у зрителя, готового платить деньги за билеты в кинотеатры. Это, безусловно, сказалось на формировании конкурсной программы, о которой мы говорили в прошлом номере «ЗН». Несколько другие качественные критерии были использованы при отборе внеконкурсных программ.
«Шанс» дал возможность фильмам, по разным причинам не вошедшим в конкурс, «показаться» профессиональным зрителям.
— Мы не хотим оценивать эти фильмы, — подчеркивает куратор программы, кинокритик Андрей Плахов, — просто хотим дать им шанс быть показанными на самом большом национальном фестивале, куда приезжает также большая группа экспертов и практиков из-за рубежа, включая покупателей и фестивальных отборщиков. У каждого фильма своя судьба, а наша цель — подтолкнуть ее, дать шанс реализоваться. Вдруг она окажется счастливой.
В этой программе было пять лент, разных по жанру и художественным особенностям — от мелодрамы и черной комедии до триллеров, драматических или с элементами романтики. Четыре из них — дебюты. Все, кроме претенциозной черной комедии с элементами эротики под названием «Манга» (режиссер Петр Хазизов), — справедливости ради надо отметить операторские изыски (Андрей Макаров), — сделаны при участии Министерства культуры либо Федерального агентства по культуре и кинематографии. И как тут не позавидуешь белой завистью?! «Аксакал» в этой компании — Елена Николаева. Ее «Попса», снятая по крепенькому сценарию Юрия Короткова, — весьма адаптированная история провинциальной Золушки, пытающейся сделать карьеру в столь привлекательном издалека мире шоу-бизнеса. Благодаря целой россыпи популярных артистов — от Татьяны Васильевой, Валерия Гаркалина и Всеволода Шиловского до Ольги Дроздовой с Дмитрием Певцовым — картина эта снискала интерес у представителей ТВ. На эти имена наверняка «клюнут» рекламодатели.
Интересной, но не бесспорной показалась работа Сергея Потемкина, которую он презентовал еще на прошлом «Кинотавре», «Город без солнца». «Героя нашего времени», талантливого художника-наркомана, играет в нем Сергей Безруков.
В программе «Кино на площади» были показаны картины, которые «пробовал на зуб» широкий зритель. Эта благодарная пятитысячная аудитория с одинаковым энтузиазмом рукоплескала «Ералашу» и его бессменному директору Борису Грачевскому, Любови Казарновской в неоверсии «Без вины виноватых», лихо сочиненной Георгием Данелия и Рустамом Ибрагимбековым (фильм «Анна» Евгения Гинзбурга), и Евгению Миронову в его не самой удачной работе, которая уже была в прокате («Побег» Егора Кончаловского).
«Кинотавр — 2005» интенсивно работал и отдыхал, отдавая предпочтение набирающему сегодня популярность здоровому образу жизни. В рамках фестиваля прошли несколько круглых столов, наиболее интересными из которых показались «Кто заказывает музыку? Зритель или продюсер» и «Сколько стоит звезда». Первый безусловно украсил своим ведением Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». На его фоне другие участники дискуссии выглядели довольно бледно и неубедительно, хоть и были многоречивы. Они казались неготовыми к серьезному разговору, растекались мыслию по древу, отвлекая внимание на себя от непосредственной темы. Второй круглый стол, похоже, положил начало тихой войне продюсеров с актерами, где первые полагают, что бюджеты картин растут из-за непомерных аппетитов звезд.
Между просмотрами, дискуссиями, пресс-конференциями и многочисленными интервью участники и гости азартно выигрывали кубки и поощрительные призы в турнирах по большому теннису и пинг-понгу. А поздними вечерами в уютной «Ротонде» на берегу моря, окруженные многочисленными телекамерами, на авансцену событий дня выступали критики. Из раунда в раунд они играли в словесный пинг-понг под названием «Киноринг», где обсуждали конкурсные ленты предыдущего дня. Уже всесторонне обговоренных, похваленных и поруганных на дневной пресс-конференции создателей картин судили «активисты» из круга критиков, назначенные ими же в прокуроры, судьи и адвокаты. Либо вызывали на педагогический или ученый совет — в зависимости от тематики фильма, — состоящий из тех же персон. Если это была игра, то ей не хватало легкости и здорового юмора, который был бы вполне уместен в этом жанре. Слишком всерьез относился к себе каждый из принимавших участие в «Ринге». Наверное, стоит подумать о форме таких, безусловно полезных, корпоративных собраний, чтобы они не повторяли рабочие моменты пресс-конференций.
Наиболее успешным кинособытием фестиваля оказались, на мой взгляд, специальные показы. О «Солнце» Александра Сокурова читатели уже знают из материалов «ЗН». На новой работе Рустама Хамдамова «Вокальные параллели», сценарий которой написан режиссером в соавторстве с Ренатой Литвиновой, мне хочется задержать ваше внимание. «Кинотаврцы» были первыми зрителями этой ленты, работа над которой продолжалась 9 лет. Удивительный по своей красоте и энергоемкости рабочий материал долго лежал в коробках из-за отсутствия финансов. Воплотить первоначальную идею в жизнь взялись продюсер Денис Евстигнеев и несравненный мастер монтажа Ираклий Квирикадзе, которым удалось создать очень цельное, необыкновенно красивое, визуально и звуково изысканное кинодейство, определенное авторами как фильм-концерт. В картине звучит музыка Верди и Пуччини, поют обладающие волшебными голосами солисты, с удовольствием включаясь в несвойственную оперным примам игру. Есть капризно-жестокая, холодная красавица-ведущая, одетая в необыкновенные, не привязанные к времени одежды. На первый взгляд отсутствует сюжетный каркас. Действо перетекает из безбрежных просторов казахских степей в юрту, где соседствуют старики, дети и животные, дивное сопрано взвивается к худому потолку промышленного долгостроя. Причудливые костюмы и грим украшают пленительную Виолетту, а великолепный дуэт затихает, улетая вдаль на старинном фанерном самолете… Эта глубоко философская кинопритча о несовместимости быта и высокого искусства, которое способно тронуть самое ледяное сердце, конечно, кино не для всех. Но как хочется, чтобы его увидели те, кому такое кино необходимо.
Вот и закончился «Кинотавр» нового стиля, финал которого был украшен античными факелами, горящими у моря, умопомрачительным фейерверком над ним и пляжем, выстланным свежескошенной травой. Красиво. Модно. Изысканно. И очень хочется, чтобы бизнесовые амбиции устроителей фестиваля были поддержаны высокой духовностью и душевностью хорошего кино. Это непременно будет востребовано и принесет щедрые плоды всем.