UA / RU
Поддержать ZN.ua

БРИТАНСКИЙ «МЕЖДУСОБОЙЧИК», СТРЕЛОЙ ПРОЛЕТАЮЩИЙ МИМО УКРАИНСКОЙ ПЕСЕННОЙ ДУШИ

В Центре современного искусства Сороса, что на территории Киево-Могилянской академии, до 9 мая можно осмотреть выставку «Изменяющиеся измерения»...

Автор: Лилия Стрельцова

В Центре современного искусства Сороса, что на территории Киево-Могилянской академии, до 9 мая можно осмотреть выставку «Изменяющиеся измерения». При большом желании. К нему взывают афиши-плакаты с приглашением посетить ее с 13 до 18 часов, кроме понедельника. На них сразу можно полюбоваться одним из экспонатов: желтое пятно на черном фоне выглядит симпатично, но если присмотреться и прочитать название, праздничное ощущение тут же улетучивается: «Коридор: цвет желтого нарцисса 2 (Спрингфилдская больница)». Фотография клиники для душевнобольных, пусть и мастерски сделанная (с наложениями негативов и прочими хитростями), - не слишком оптимистическое приглашение. Но может, другим произведениям британских художников удастся развеять уныние?

Так и есть! Прямо у входа посетителям предлагают весело плюхнуться на круглый мягкий диванчик и насладиться комфортом. Если поблизости окажется искусствовед, он не позволит вам это сделать бездумно, а объяснит, что это отнюдь не мебель, а объект авангардного искусства, цель которого - изменить ваше представление о музейности как о собрании картин. То есть вам деликатно предотвращают разочарование, что ничего этого вы здесь не увидите, и дают понять, что без объяснений не ступите ни шагу. А ну как тут и лампочка непростая, а зачем-то вкрученная британским авангардистом, или гвоздь, или стул?

Только вы захотите полюбоваться цветами-светильниками, выделяющимися среди скучных произведений-надписей (словарь-то забыли дома) яркостью и необычностью форм, как искусствовед пресечет ваш восторг. Оказывается, светильники опасны и заразны, а красота при этом символизирует двойственность многих жизненных ситуаций (как, например, встречается подлый симпатяга: вот ведь - жуткий реализм в этих светильниках).

Скользнете взглядом по фотографиям, изображающим летящие ракеты (подумаешь, невидаль). Но нет, тут, говорит искусствовед, надо остановиться. Перед вами уникальное произведение искусства, купленное Британским центром за большие деньги, так как ракет этих нет в природе - они созданы воображением художника, смоделированы с помощью сложной техники (С-type on foamex) и сфотографированы так, что создают полную иллюзию настоящих. В конечном счете получился образ войны. Не улыбайтесь и не путайте с самоделками кружковцев станции юных техников, британские авангардисты оснащены намного лучше, поверьте.

Трудно понять нам, недавно сменившим черно-белый фотоаппарат на цветной, в чем заключается прелесть видео с летающими бабочками. Оказывается, они не сняты на пленку, как проще всего было сделать, а запрограммированы компьютером так, что через каждые 720 кадров бабочки возвращаются в исходную точку, а новый вылет имеет непредсказуемую траекторию. Видимо, эмоциональность авторов при создании сего технического трюка позволила им попасть в число деятелей искусств, но это лишь наши догадки…

Выставка изобилует загадками, на которые не может дать ответ даже великомудрый гид. Вот «Дверь, открытая на 45°». Почему это не просто дверь, а экспонат, и почему именно на 45°, и…? А вот серия первоапрельских розыгрышей: мышиная норка как настоящая - нарисована на бумаге и помещена внизу стены; полоса света, выбивающаяся из-под двери, - тоже иллюзия изображения. И что означает этот испачканный, исковерканный британский флаг? «Ну как же, - поясняет комментатор, - это протест художника против псевдополитиков, исходящих из патриотизма и заканчивающих национализмом и фашизмом». «Высокоидейное» произведение.

Выставка, которая просто не может существовать без комментария. Видео с гимнастическими упражнениями какого-то субъекта не представляет никакого интереса до тех пор, пока не узнаешь, что это съемки больного с нарушенной координацией движений, что, по крайней мере, вызывает сочувствие. Глупо выглядит серия фотографий, на которых голый человек одевается в костюм гориллы, пока не узнаешь, какой философский смысл вкладывал в них художник (хотя, по-нашему, фотограф): историю развития человечества, пересмотр ценностей цивилизации и прочее.

Наконец глаз отдыхает, увидев пристойную графику, декоративные композиции с удачным цветовым решением. Но искусствовед не может промолчать. «Вы видите эти овальные включения? Настоящие экскременты африканского слона! Самая большая куча пошла на изображение головы автора, которое увенчивают его собственные состриженные волосы. Таким образом он воспевает свое негритянское происхождение». Да уж, приятнее пребывать в неведении.

Шизофреническая раздвоенность, патологическое самокопание, сумеречное состояние души, прорывающейся к свету, непонятные намеки на неизвестные нам события - конечно же, вещи возможные не только в британском авангарде, но и в нашем больном обществе. Но нам так хочется исцеления!