Те, кто утверждает, что высокие технологии и терроризм идут рука об руку, в чем-то правы. И дело тут не только и не столько в том, что бомбу достаточной мощности теперь можно пронести куда угодно просто в кармане, а создать ее в гараже. Мощную поддержку терроризму оказывают в первую очередь средства связи. По фильмам о доблестных советских разведчиках и иностранных шпионах мы хорошо знаем, как им приходилось трудно — шифровки, явки, связные, необходимость выйти в прямой эфир и потом убегать, отстреливаясь. То ли дело в эпоху информационной революции — кинул невинного вида SMS по списку рассылки и всех-всех-всех привел в боевую готовность. А уж о силе, которую дают злодеям нити Всемирной паутины и вовсе говорить не приходится. Возможность обсудить все до мельчайших деталей, к примеру, по электронной почте с использованием стойких криптоалгоритмов подробно и, главное, быстро. Мобилизовать и объяснить задание группам в разных концах Земли. Скорректировать время и место в последний момент, обманув бдительность блюстителей порядка и безопасности. И при этом, при владении минимальными техническими познаниями — практически полная анонимность.
Итак, на повестке дня у мировых и, как выяснилось, даже украинских спецслужб интернет-терроризм. Не только и в данном случае не столько собственно кибертерроризм, то есть атаки, направленные на информационный объект, сколько технологии, используемые террористами для реальных атак. К примеру, «террористические сайты».
Интересна, между прочим, сама формулировка «террористические сайты». По сути, она редко оправдывает себя в полной мере. Сайтов, которые действительно «террористические», а именно: указывают прямо, где и когда должен быть совершен теракт и каким образом (то есть, по сути, координируют действия группы), практически не существует. Немногочисленные исключения — к примеру, российские ресурсы, где были размещены «пособия» по проведению скинхедских атак, скорее, подтверждают правило. Ведь поместив подобную информацию, которую можно распространить среди единомышленников и другими способами, организации ставят под удар свои более или менее известные информационные ресурсы.
Нынешние «террористические сайты» имеют несколько менее откровенный, но от этого ничуть не менее опасный вид. Они используются главным образом для идеологической работы, информационной войны с «конкурентами», мобилизации, вербовки новых членов и, по возможности, формирования лояльности более широкой аудитории. Используются они также для более материальных целей — сбора пожертвований «на движение», вербовку «солдат», сбора развединформации, необходимой для подготовки теракта.
Но все-таки основной нагрузкой интернет-сайта террористической группировки является пропаганда. То есть в данном случае называть этот сайт террористическим не совсем корректно. Скорее, речь может идти о сайте экстремистского толка. И, разумеется, как какие-либо пропагандистские ресурсы, их не приходится искать долго и трудно. Они имеют постоянное доменное имя и, как правило, постоянный хостинг. В частности, по этой причине они не содержат слишком откровенной экстремистской риторики.
Авторы провели несложный эксперимент — попробовали поискать экстремистские сайты самостоятельно. Тут все оказалось не так просто — обычная экстремистская риторика прячется под наслоением приколов и форумных свар. То есть, скажем, на поисковую фразу «бей жидов» первые два десятка ссылок в Google вывели на сайты с анекдотами, далее начали попадаться форумы, но просматривать такие «залежи» было неохота. Кстати, стоит заметить, что поиск шел с опцией «только украинские страницы». Зато, когда мы попробовали поискать «сионистскую угрозу» и «еврейский заговор» среди тех же форумов и приколов, уже получили сразу с десяток вполне прилично сделанных антисемитских сайтов. Эти сайты, разумеется, не призывали непосредственно идти и бить морды (как можно!), но вполне доступным языком объясняли читателям, почему евреи во всем виноваты, в чем состоит их угроза, почему каждый еврей несет ответственность за «преступления» своего народа и даже почему именно были правы организаторы Холокоста. А поиск по фразе типа «жиди скуповують» уже и вовсе давала абсолютно прицельные результаты.
Подобный эксперимент был поставлен с поиском антироссийских, антиукраинских, в частности, «антибандеровских» и антитатарских сайтов. За час поиска было найдено пять антисемитских, по два «антибандеровских» и «антикацапских» и еще парочка антитатарских материалов. Притом сообщения в форумах мы не считали вовсе — много чести. Определять, которые из материалов тянут на упоминание в Уголовном кодексе, а которые — лишь в «ЗН», авторы не стали — тут соответствующее образование требуется. Но, несомненно, поле для деятельности компетентных органов непаханое — и без всякого, заметьте, расширения полномочий или тотального мониторинга Интернета. Достаточно только определить, кто и на кого регистрировал сайт. Ежели кому из читателей интересно, как это сделать самим, то можно воспользоваться замечательными сервисами: для украинских сайтов в зоне UA, это сайт https://www.whois.com.ua, в мировой (com, net и т.д.) — https://www.whois.com. Они стопроцентно выдают название и контакты компании-регистратора, а очень часто и фамилию вместе с контактами частного лица или представителя организации, в чьих интересах доменное имя было зарегистрировано.
К счастью, разыскать на скорую руку сайты «серьезных» экстремистских организаций, запятнавших себя громкими терактами или хотя бы угрозами таковых, нам не удалось, что, несомненно, радует. Украинский Интернет действует в рамках экстремизма и разжигания розни, но крови пока нет. Впрочем, кровь кровью, а с невинными жертвами тоже не все так хорошо. Например, как выяснилось, после скандального закрытия религиозной организации «Белое Братство» идея не умерла, лидеры не канули в информационное небытие. Соответствующая строка поиска вывела нас на сайт организации «Юсмалос» (правда, две недели назад он закрылся на реконструкцию). «Ну и что? — спросят те, кому надо. — То «Юсмалос», а то «Белое Братство». Конечно, можно и ежа назвать ужом, да куда иголки денешь? В смысле, Марию Дэви Христос, культ которой поддерживает сайт «Юсмалос». Но и то сказать, запретили-то организацию с названием «Белое Братство», а не культ Матери мира. Так что, все законно...
Это мы к тому, что стремление наших правоохранителей и защитников госбезопасности контролировать Интернет, чтобы оградить нас от его темной стороны за деньги налогоплательщиков, не вызывает ничего, кроме нездоровой усмешки. Во-первых, для того чтобы найти экстремистский сайт и через нехитрую комбинацию пальчиков на клавиатуре выяснить, где он хостится, а то и на кого зарегистрирован, нам, например, не понадобились не только деньги налогоплательщиков, но и не так-то много времени и, простите, кибер-квалификация. Для того же, чтобы глубоко копать, нужна не только специфическая практика и знание предмета, нужна соответствующая законодательная база. Нет, совсем не в том разделе, где про «контроль за Интернетом», а в том, где «контроль за законностью». Ведь разжигание межнациональной и межрелигиозной розни у нас уже и так запрещена. Даже какие-то меры пресечения выписаны. Что еще надо? Открывай какой-нибудь Google, набирай в окошке поиска двумя пальцами «кляті масони» — и греби лопатой.
Разумеется, тут есть и технические трудности. Но они тоже не в области высоких технологий. Когда что-то ищешь, надо четко знать, что именно ищешь, специфическую лексику в первую очередь. Например, когда британская полиция решила основательно взяться за интернет-растлителей малолетних, специальным командам пришлось брать уроки «риторики» у тинэйджеров.
То есть проблемы с экстремизмом в Интернете, несомненно, существуют. Но для их решения нужен прежде всего упорный и кропотливый труд с использованием имеющихся возможностей, а не регистрационные и регулятивные прожекты.