UA / RU
Поддержать ZN.ua

«БОСПОРСКИЕ АГОНЫ» — МОСТ ВРЕМЕН

В третий раз древнейший украинский город Керчь, история которого исчисляется 26 веками, встретил участников Международного фестиваля античной драмы «Боспорские агоны»...

Автор: Алла Подлужная
Открытие фестиваля

В третий раз древнейший украинский город Керчь, история которого исчисляется 26 веками, встретил участников Международного фестиваля античной драмы «Боспорские агоны». Организаторы фестиваля, Керченский фонд «Боспор» (директор Татьяна Умрихина), проводя в жизнь свою идею «Без прошлого нет будущего», решили взять за основу древнейшие греческие соревнования — агоны и построить современные творческие состязания на античном материале. Особенностью III фестиваля стало дополнение к театральному конкурсу странички музыкального искусства и искусства изобразительного. В рамках «Боспорских агонов» были проведены 1-й Всеукраинский художественный детский пленэр, посвященный 175-летию Керченского музея древностей, музыкальный смотр струнных ансамблей Керчи, презентация книги «Мельпомена в Пантикапее».

Важным моментом для местной интеллигенции было участие в фестивале аматорских театральных коллективов — греческого театра-студии мимики и жеста, греческой театральной студии, керченского драматического народного театра «Зодчие» и проведение для них мастер-классов специалистами-профессионалами.

И все-же основное событие фестиваля — театральный конкурс. Состав участников интересен и в творческом, и в познавательном отношении. Античная драма поставила определенные рамки творческого поиска для театров, но благодатность вечных истин античности позволила театрам плодотворно расширить эти рамки и выйти на обобщение общечеловеческого плана, перекинуть мостик из прошлого в день сегодняшний и поговорить о важнейших для человечества вневременных проблемах. «Соединять себя с тем, что не проходит». Это высказывание Платона взяли на вооружение театры, обратившиеся к античной теме, и, сохраняя дух античности, заложенный изначально в этих произведениях, все же разумно демонстрировали тезис: наш театр — это наше представление о том мире, о том времени. И самое главное — находили моменты, в которых сходятся прошлое и настоящее, старались передать то, что их сегодня волнует в тех древних проблемах.

Из восьми театров — участников фестиваля пять были отмечены наградами по определенным номинациям. Вне пьедестала победителей остались Национальный театр им. И.Франко, показавший прославленный, но уже покрытый паутиной времени спектакль «Энеида», Днепропетровский молодежный театр-студия «Верим» с последней премьерой — спектаклем «Руфин и Присцилла» Леси Украинки и Государственный академический центральный театр кукол им. С.Образцова, привезший на фестиваль кукольную ироничную интерпретацию М.Бартенева мифа о Геракле.

Обладательницей приза за лучшую женскую роль стала актриса Немецкого театра «EX-RE» Иоланта Козак. В моноспектакле «Пигмалион» по «Метаморфозам», исполненном языком Овидия, актриса пластически рассказывает миф о Пигмалионе. Она представляет всех действующих лиц одновременно, перевоплощается и в Пигмалиона, и в богиню Венеру, и в Галатею. Меняя манеру поведения, визуальное восприятие каждого персонажа, И.Козак закрывает лицо казалось бы безучастной маской, но раз и навсегда застывшая маска — выразительна во времени и пространстве. Наиболее современный взгляд на античную тему продемонстрировал спектакль Македонского народного театра «Йордан Х.К.Дзинот» «Филоктет» Х.Миллера. Актеры страны, находящейся в состоянии войны, сосредоточились на остром восприятии мифа о древнем герое Филоктете. В сценографии спектакля (В.Светозарев) присутствует современные атрибуты военного времени, древнегреческие персонажи в камуфляжных костюмах с современным оружием. Слова о чести, предательстве власти и мировом господстве, вложенные в уста древних героев, произносятся их потомками, вынужденными стать воинами, яростно, мощно, вдохновенно. Тысячелетия проходят, а мир не может избавиться от кровавого господства силы, ведущей к войне. В спектакле нет ни одной женщины, на войне нет места ничему прекрасному, ожесточение и непримиримость мужчин толкают мир к пропасти. Исполнитель роли Филоктета
Ё. Витанов был признан лучшим среди актеров-мужчин.

В номинации «За современное прочтение античной темы» лучшим спектаклем стала притча Николаевского украинского театра драмы и музыкальной комедии «Чудесный урод» Г.Фигейредо. В его основе — эпизоды жизни философа-баснописца Эзопа. Постановочный тандем (режиссер О.Игнатьев, сценограф И.Быченкова) пошли по пути противопоставления застывшего и оживающего древнего мира с единственно живой душой, оказывающейся в нем, — Эзопом. Спектакль красив визуально, изобретателен по ассоциативности мысли, свеж по режиссерским находкам. Львовский театр им. Леся Курбаса отличается тем, что ставит перед собой непростые творческие задачи. Обращением к текстам Платона «Банкет», давшим название спектаклю «Хвала Эросу», он еще раз подтвердил свои неограниченные сценические возможности. Режиссер спектакля В.Кучинский получил приз за лучшую режиссуру. Игра актеров, на первый взгляд, незамысловата, незнакомым с эстетикой театра им. Леся Курбаса она может показаться даже скучной. Но театральные гурманы с особым удовольствием смакуют удивительно эмоциональные актерские импровизации. Откровенная естественность, органика существования, изобретательность режиссерских решений — всем этим богат спектакль «Хвала Эросу». Ткань его — монологи, живые мини-спектакли. Актеры произносят тексты Платона, делая их понятными и убедительными для современного зрителя, не упрощая, а обращаясь к внутренней драматургии. Перекладывая на язык сцены структуры Платоновской академии и при этом используя традиции украинского народного театра, актеры создают интереснейшее действо философских бесед, перемежаемых песнями, пластическими этюдами, танцами, как бы приглашая зрителя побывать в настоящей античности. Спектакль, несомненно, стал событием на фестивале «Боспорские агоны». Это высокохудожественное произведение говорит о самом важном, об общении людей, о необходимости беседы — неспешной, сосредоточенной, открывающей пути постижения истины. Победителем в номинации «Лучший спектакль» стал Ереванский государственный ТЮЗ за спектакль «Облака» по пьесе Аристофана (сценическая версия и постановка А.Казанчана). Он интересен формой, в которой античность вплотную сошлась с современностью. Сделав проекцию древней истории спора правды и кривды, рассказанной Сократом, на перипетии современного парламента, спектакль в некоторых местах просто устрашает ассоциациями с современностью. Лаконичная многомерность спектакля напоминает плакат, в котором преобладает лапидарность мысли и красота формы, а пронзительный звук предостережения будоражит эмоции утверждением о неизменности человеческой природы.

Слово «актер» в Древней Греции имело значение, соответствующее понятию «ответчик». Именно эти «ответчики за искусство» дали возможность сегодняшним зрителям ощутить дух античности. Здесь, на древней керченской земле, он присутствует особенно зримо. Культура античности ушла — но слышны ее отголоски. И, возможно, только фестиваль «Боспорские агоны» делает реальные усилия для того, чтобы все услышали едва уловимые звуки богатейшей культуры прошлого.