UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОРИС ВЕЛИКИЙ

Менее полутора месяцев назад — 5 августа 2003 года — Украина отмечала 100-летие со дня рождения великого певца второй половины ХХ века Бориса Романовича Гмыри...

Автор: Елена Хархалис

Менее полутора месяцев назад — 5 августа 2003 года — Украина отмечала 100-летие со дня рождения великого певца второй половины ХХ века Бориса Романовича Гмыри. Однако мероприятия, проведенные по этому поводу, были настолько скромны и прошли практически так незаметно, что назвать их празднованием знаменательного события в культурной жизни Украины довольно сложно.

Творческий талант этого выдающегося певца был так огромен и удивителен, что еще при жизни его стали называть Великим Борисом. Несмотря на то что в консерваторию Борис Романович поступил в 30-летнем возрасте, он за годы работы на сцене Киевской оперы успел создать множество неповторимых образов, спеть порядка 40 оперных партий, 300 народных песен и романсов, а также еще более 300 произведений отечественных и зарубежных классиков. Его исполнение всегда отличалось изысканностью и благородством, и при максимальной сдержанности зрителей поражала и восхищала его невероятная эмоциональность. Кроме того, певец был замечательным ансамблистом, тонко чувствующим и понимающим партнеров на сцене и обладающим удивительным чувством звука. К сожалению, его гений не был оценен, а роковой случай во время Великой Отечественной войны, когда волею несчастного случая Гмыря оказался на оккупированной фашистами территории, наложил трагическую печать на всю его дальнейшую творческую судьбу и из-за постоянных интриг вынудил в итоге оставить родную сцену.

Национальная опера Украины в связи с летним отпуском перенесла торжества на новый, 136 театральный сезон, открытие которого состоялось 12 сентября. Немного позднее, во вторник — 16 сентября — в столичной опере прошел торжественный вечер, посвященный столетнему юбилею со дня рождения Бориса Гмыри. Перед началом праздничного концерта с приветственной речью выступил исполняющий обязанности министра культуры и искусства Украины Л.Новохадько, который передал письменные поздравления в связи с юбилеем великого певца от Президента Украины и заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры. Слово было предоставлено также главному хормейстеру Национальной оперы Украины Л.Венедиктову, отметившему, что вторая половина ХХ столетия должна называться эрой Гмыри, и доктору искусствоведения Ю.Станишевскому, сообщившему об открытии выставки, посвященной жизни и творчеству певца, благодаря Музею театрального, музыкального и киноискусства и Национальной оперы.

Концерт открыл сам Великий Борис (в записи) «Элегией»
Ж.Массне, а на экране в это время демонстрировались запечатленные на пленке кадры из жизни и творчества певца. Далее выступали ведущие певцы Национальной оперы, а также гости — солисты Львовского государственного академического театра оперы и балета им.С.Крушельницкой, лауреат международных конкурсов баритон А.Бенюк и бас В.Дударь и солист Харьковского государственного академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко, народный артист Украины бас Н.Коваль (однофамилец солиста Национальной оперы).

Исполнялись произведения из репертуара Бориса Романовича, но большая часть концерта состояла из народных и украинских песен и романсов. И хотя концерт длился более двух часов, сольных номеров было всего пятнадцать. В промежутках между выступлениями артистов ведущие концерта — заслуженная артистка Украины Л.Жук и заслуженный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины им.
Т.Шевченко Алексей Богданович — знакомили публику с воспоминаниями дирижеров, композиторов и оперных певцов, которым посчастливилось работать с Гмырей, с цитатами из писем и дневников великого артиста. Вечер получился растянутым и довольно скучным, чувствовалась острая нехватка сольных номеров.

В целом концерт прошел на достаточно низком вокальном уровне. Несмотря на участие в нем наших лучших оперных солистов, сложилось впечатление о неправильном подборе как всей концертной программы в целом, так и отдельно взятых сольных номеров, несоответствии голосам, их исполнявших. Взять, к примеру, куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст», исполненные солистом Национальной оперы С. Магерой. При высокой эмоциональности, которую продемонстрировал певец, его голос все же звучал глухо и порой слегка терялся в музыке. Народный артист Украины, солист Киевской оперы Николай Шопша во время исполнения украинской народной песни «Взяв би я бандуру» квартетом басов не выдерживал ансамбля, поскольку практически вся песня исполняется в низком регистре, а у певца, как оказалось, в этом плане большие трудности.

И все же без хорошего вокала на концерте не обошлось. Порадовала публику солистка Национальной оперы, заслуженная артистка Украины Ирина Семененко, красиво и эмоционально исполнившая украинскую народную песню в обработке Л. Ревуцкого «На кладочцi умивалася». Впечатлил зрителей солист Национальной оперы, народный артист Украины В. Пивоваров, в очередной раз продемонстрировав безусловный вокальный и актерский талант в сцене смерти Бориса Годунова из одноименной оперы М. Мусоргского.

Особо следует отметить выступление солиста Национальной оперы, заслуженного артиста Украины Т. Штонды. Исполненные им «Серенада» Ф.Шуберта, соло и ария Дона Базилио из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» с квартетом басов вновь показали высочайший вокальный уровень певца, чистоту звучания красивого тембра его мощного голоса.

Приятно удивили своим вокальным исполнением солист Харьковского театра оперы и балета, народный артист Украины Николай Коваль, представивший публике монолог Богдана из оперы К. Данькевича «Богдан Хмельницкий», и солист Львовского театра оперы и балета В. Дударь, исполнивший арию Дона Базилио из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» и украинскую народную песню «Взяв би я бандуру» вместе с солистами Национальной оперы Николаем Шопшей, Т. Штондой и С. Магерой.

Закрывала концерт украинская песня Г. Жуковского на слова Александра Олеся «Смiються, плачуть солов’ї», в исполнении Бориса Романовича Гмыри, и вновь демонстрировались кадры жизненного и творческого пути великого украинского певца ХХ века.

В фойе театра был выставлен огромный портрет Гмыри, а под ним — урна для пожертвований на памятник выдающемуся певцу. Становится стыдно за наше государство, которое не может или не считает нужным выделить из бюджета необходимые средства на такое благородное дело, чтобы хоть немного загладить вину перед истинным патриотом своего Отечества и отдать должное бессмертному гению оперной сцены Борису Романовичу Гмыре.