UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ ВСЕГДА ТРЕВОЖИТ

После выхода романа «Собор», выполняя указания партийных бонз, Олеся Гончара стали громить на всех уровнях...

Автор: Владимир Платонов

После выхода романа «Собор», выполняя указания партийных бонз, Олеся Гончара стали громить на всех уровнях. Не испугавшись ни выводов первого секретаря обкома Алексея Ватченко («Рабочий класс Днепропетровщины не принимает «Собор»), ни словоблудия идеологов партии («Роман «Собор» - это такой коловорот, вокруг которого группируется все идейно вредное, враждебное нашей действительности»), ни грозных предупреждений «рыцарей революции» - на защиту светлых идей «Собора» стал молодой поэт Иван Сокульский.

Справедливости ради, отметим: поэт был не один, но именно он стал основным автором «Письма творческой молодежи Днепропетровска», ставшего на защиту «Собора», духовных ценностей Украины и ее народа. Цитируем (в переводе с украинского): «Мы… сознаем, история - беспрерывное развитие человечества и все передовое, прогрессивное в этом развитии достойно изучения и уважения нашего и будущих поколений. …Поэтому нам дорога и Запорожская Сечь, …и памятники старины, пусть это будут строения церковной архитектуры или казацкий курень, в защиту и сохранение которых так весомо борется «Собор» Гончара…»

«Письмо» получило огромный общественный резонанс в стране («Самиздат») и за рубежом - этого было достаточно, чтобы вызвать бешеную реакцию идеологов партии. На поиски авторов «Письма» были брошены лучшие силы чекистов, им удалось установить, разоблачить и обезвредить «преступную группировку». А далее был «самый гуманный и справедливый суд в мире», разоблачительные статьи в «истинно свободной» советской печати: «Отравленные перья», «Маска і обличчя наклепників», «Так, це зрада!».

Приходится лишь удивляться, какое надо было иметь воспаленное воображение и страх, чтобы классифицировать «Письмо» как «ярый антисоветский документ»…

За четверть века «Письмо» так и не появилось в открытой печати (советской). Лишь благодаря украинской диаспоре Канады, подарившей библиотекам Украины серию книг, удалось прочесть крамольное «Письмо» (см. «Український вісник». Випуск І. Париж. 1971. - Авт.).

Ничего мы не знали и о самом Иване Сокульском, кроме того, что он «националист», «клеветник», «государственный преступник». Из того же «Вісника» узнаем: «…17 июня 1969 года днепропетровские кагэбисты арестовали поэта Ивана Сокульского. Сокульскому приблизительно 30 лет, он вырос на околице Днепропетровска в бедной семье (мать - уборщица, без образования). Учился на филологическом факультете Львовского университета. …С третьего курса перевелся в Днепропетровский университет, где оказался «белой вороной» и сразу обратил внимание своей национальной сознательностью. С четвертого курса его отчислили со стандартной формулировкой: «За поведение, недостойное советского студента». С тех пор начались его мытарства. Из редакции многотиражки «Энергетик» выбросили во время кампании по поводу «Собора» Гончара. Устроился пожарником, но там узнали о его «крамольности» и также уволили. Работал матросом в речном пароходстве. Арестован во время рейса Киев-Днепропетровск»…

27 января 1970 года Ивана Сокульского осудили на 4 года 6 месяцев лишения свободы в лагерях строгого режима («Антисоветская пропаганда и агитация, проводимые с целью подрыва и ослабления советской власти»). Осудили и единомышленников И.Сокульского: молодого поэта из Новомосковска Николая Кульчинского и аспиранта металлургического института Виктора Савченко. Начались репрессии против их друзей и знакомых…

Свой первый срок Иван Сокульский отбывал в лагерях Мордовии, Владимирской тюрьме, «психобараках» спецлагерей (ЖХ-385/3, П-35 и П-36). Там он познакомился с шестидесятниками всех «свободных республик», которых «навеки сплотила великая Русь»…

Выйдя из тюрьмы (14 декабря 1973 года), начал заниматься правозащитной деятельностью, стал членом Украинской Хельсинкской группы, написал много стихов и статей, которые стали поводом к новому аресту (11 апреля 1980 года). По «делу Сокульского» прошли обыски у Анатолия Зинченко, Юрия Дзюбы, Анатолия Здорового, Генриха Алтуняна (Харьков). Была изъята их личная переписка, а у Г.Алтуняна нашли страшный криминал - изданный за рубежом роман А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Обыски прошли у Михаила Горыня и Елены Антонив (Львов), художника Панаса Залывахи (Ивано-Франковск), Николая Берыславского и Владимира Сиренко (Днепропетровск), поэтов Раисы Лыши и Юрия Вивташа…

Следователи стремились «накопать» побольше криминала, определить центры националистических организаций Украины, раскрыть особо опасных государственных преступников, и это им вполне удалось: по делу И.Сокульского и Г.Приходько следствие продолжалось девять месяцев (11.04.1980-13.01.1981 гг.) и составило девять томов. Текст обвинительного заключения был отпечатан на 91 странице - воистину девятый вал советского правосудия. Роковая «девятка», в точности воспроизводящая петлю, стала зловещей в судьбе поэта: «З ярликом на шиї, мов з петлею, я іду на сором і на глум!» - писал И.Сокульский еще в 1969 году после своего первого ареста.

И только новый срок заключения И.Сокульского оказался не девять, а десять лет лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, остальные пять - в лагере особого режима. За девять дней (снова - девять) до истечения тюремного срока вновь был «арестован» и осужден еще на три года. В лагере особого режима ВС-389/36 Ивана Сокульского, отбывавшего срок по политическим мотивам, поместили в одиночную камеру как опасного рецидивиста…

Уже во время «перестройки» Иван Сокульский написал протест на имя генерального прокурора СССР - за эти «злодеяния» в апреле 1988 года был помещен в ШИЗО и провел там 73 дня беспрерывного карцера - беспрецедентный по своей жестокости случай наказания политзаключенных…

13 июня 1988 года Арина Сокульская и Ольга Горбаль начали эстафетную голодовку в защиту мужей-политзаключенных, за ними последовали члены Украинского культурологического клуба. 2 августа 1988 года «опасный рецидивист», автор «крамольных» стихов и статей, поэт Иван Сокульский оказался на воле…

После освобождения поэт включился в активную общественную деятельность: с его участием создавались областное общество «Просвіта», Народный рух, УРП, «Мемориал». Иван Сокульский основал и издавал культорологический альманах «Пороги» - под его редакцией вышло девять номеров - именно столько было порогов на Днепре. Готовился к изданию десятый номер альманаха…

20 мая 1991 года на пикетировании в поддержку независимости Украины был зверски избит - началось обострение тяжелой болезни…

22 июня 1992 года поэта не стало…

Даже мертвого, глубоко веровавшего Ивана Сокульского «не разрешили» отпевать по христианскому обряду в Соборе - на этот раз Сатана, уже в рясе церковного идеолога, вершил свое черное дело…

По иронии судьбы, справку о полной реабилитации Ивана Сокульского его семья получила на сороковой день после смерти поэта…

Через год вышел первый сборник стихов поэта «Владар каменю». В 1995 году Ивана Григорьевича Сокульского приняли в члены Союза писателей Украины (посмертно)…

* * *

В автобиографии, датированной за полтора месяца до смерти, Иван Сокульский писал: «Хотів би наголосити: незважаючи ні на що, ми все ж таки спромоглися на справу творіння. І якщо вже не на здійснений творчий лет, то бодай на крила до злету. Як кому судилось…» (7 мая 1992 г.).

Свои первые стихи Иван Сокульский успел напечатать в альманахе «Вітрила» (1967 г.) и харьковском журнале «Прапор». В издательстве «Молодь» планировался выход его первой книги (1971 г.), но стихи вместо издательства попали к следователям КГБ - крупным специалистам не только по «шпионам и диверсантам», но и тонким ценителям поэзии (прозы, культуры, истории и т.д.) …На свет родился «трактат» о поэзии Ивана Сокульского под иезуитским названием «Обвинительное заключение»…

Цитируем: «С целью подрыва и ослабления советской власти в 1965-1967 гг. …собственноручно написал черновик стихотворения «О, інквизіціє свята», после 1973 года написал черновики стихотворений, которые начинаются словами: «Обережно: грип в місті», «І там шукав», «Відзовіться, гори». В этих стихах клевещет на советский государственный и общественный строй, в частности: на коммунистическую идеологию, называя ее вирусом, гриппом, от которого надо беречься; на советскую действительность, утверждая, что сейчас везде как будто бы идет торговля душами; на современное состояние Украины в СССР, утверждая при этом, что Украина как суверенная республика вроде бы не существует, что украинцы в СССР вроде бы преследуются и содержатся в тюрьмах. Одновременно одобряет антисоветскую националистическую деятельность своих единомышленников. Все эти стихи сохранял у себя дома до дня обыска и изъятия» (Обвинительное заключение, с.70. - Авт.).

С каждым новым стихотворением росло и воображение чекистов: если в «гриппе» увидели «коммунистическую идеологию», то в полевом цветке - прямую угрозу Советскому Союзу: «17 июня 1975 года… собственноручно написал и сохранял у себя дома до 12 марта 1980 года, то есть до дня обыска и изъятия, стихотворение под названием «Запах пам'ятає квітку», в котором клевещет на государственный и общественный строй, в частности на современное положение в советской Украине, утверждая, что судьба советской Украины как будто бы трагична, и что она как будто бы погибает, и что для нее будто бы нет защиты» (Обвинительное заключение, с. 68. - Авт.).

Все эти стихи, как и сотни других, написаны на воле, в следственных изоляторах, тюрьмах, лагерях, карцерах, психобараках, вошли в сборник избранной поэзии Ивана Сокульского «Означення волі» (Днепропетровск, «Січ». 1997).

За 13 лет неволи тоталитарной системе не удалось уничтожить Ивана Сокульского ни морально, ни физически. Чем страшнее становилась система, чем жестче были гонения, тем сильнее звучало слово Поэта. Его стихи возвысились до философского обобщения, где каждая мысль - поэтический образ, а образ - философская мысль.

Одному Богу известно, как Арысе Сокульской удалось сохранить большую часть рукописей мужа, подготовить их к печати - мы получили уникальную возможность возвыситься к мыслям Поэта, оценить его Уроки Стойкости, Верности и Любви к Украине и ее народу.

На вечере-презентации книги «Означення волі» поэт, переводчик, один из авторов фильма о Сокульском «Просто жить» Семен Заславский сказал: «Бог послал Ивану Арысю, а Арысе - Ивана: душевную гармонию - в противовес общественной дисгармонии».

Низкий поклон всем, кто способствовал выходу этой на редкость прекрасно оформленной книги (художник С.Ковика-Алиев). Издать сейчас особо нужную книгу - это просто чудо.