"Кислотному" скандалу в Большом театре - два месяца. Разные СМИ возвели этот календарный "информповод" в важный "рубикон"… Который, естественно, не перейдешь, не замочив ноги в мутной воде. К тому же каждый день несет народу очередную медийную пищу: тюрьма и сума, бред и грязь, прямые обвинения руководства Большого в сутенерстве… Вот это жизнь! (Жаль, Матильда Кшесинская не дождалась столь "светлого часа"). На одном из украинских телеканалов (в программе С.Шустера) намедни тоже вставили "пять копеек" в московский скандальный турникет. После чего, извините, не могу не дать сдачи - в жанре деликатной "реплики".
Как известно, Большой театр в последнее время многим образно напоминает эдакий публичный дом со сборищем ядовитых змей и других хищных рептилий. Это если судить по телевизионной картинке. По тому видеоряду, где нагнетаются только уголовные страсти, а творческие процессы никого не интересуют с 1991 года. 17 января в лицо худруку балета Большого плеснули кислотой. После чего несчастный попадает в больницу с ожогами лица 3-й степени и ожогом глаз. Соответственно: лечение в Германии, скорбный вид иностранных эскулапов, связь с пострадавшим (в черной шапочке) по Skype. Спустя время доблестная московская полиция ловит якобы заговорщиков и исполнителей. В их числе - нервный талантливый танцовщик Павел Дмитриченко. Только-только засверкавший в балете Юрия Григоровича "Иван Грозный". Причиной злодейства называют женщину этого "Грозного". Ее, опять-таки "якобы" и недооценивал худрук балета. За что и поплатился. Еще одной, как бы скрытой, причиной преступления называют тень небезызвестного кукловода. Довольно успешного танцовщика, который спит и видит себя новым худруком престижного театра и посредством мелких пакостей подбивает коллег на "подвиги".
...Отличный сюжет для Александры Марининой и ее неутомимой Каменской.
На третьем месяце этой русской интриги в украинской телестудии собирается политикум-коллоквиум. Из числа тех, кто, по моим ощущениям, в последний раз смотрел балет еще в детстве. "Щелкунчик" (под Новый год). Телевизионные "щелкунчики" тут-таки и начинают чинно-важно - патетично - разглагольствовать на тему… На тему, извините, которая от каждого из них так же далека, как в свое время Ленин от буржуазии.
Вот благородная социалистка г-жа Самсоненко, ранее ведавшая тайнами украинского Фонда госимущества. В том, что она знает все тайны этого самого "имущества" (вкупе с его дерибаном) - у меня нет малейших сомнений. Но что она может прояснить в сложнейшей психологической творческой (а не только криминальной) коллизии, развернувшейся в другой стране и в далеком от нее "имуществе"? Еще один энергичный эксперт - г-н Жвания, политик спектральных пристрастий. Почему украинскому народу должно быть ценно "его" мнение о той далекой драматичной истории, если народ по-прежнему интересует качество плова, которым угощали Жванию на одной небезызвестной даче... Естественно, "каждый правый имеет право", - как пел когда-то Макаревич. Но...
Естественно, тут же в жанр большой человеческой драмы (а не только лишь театрального романа) создатели нашего ТВ-проекта вбрасывают и экономический фактор. Разорительный для бюджета РФ ремонт Большого, который осуществлялся не только за нефте-, но еще и за наркодоллары. Особенно нашим чужих денег жалко... Но вот, наконец, и украинские выводы "по Большому". Честно говоря, они удивляют своей простодушной наглостью, а также невежеством и спекулятивностью. Ссылаясь на образное название статьи одного композитора, отечественные балетоведы и дирижер их С.Шустер утверждают: скандал в первом театре России - это могильный камень на теле российской культуры, поскольку культуре в тоталитарном государстве - "капец". (Пусть не дословно, но суть такова).
Уважаемые специалисты, естественно слишком много на себя берут. Они играют в свои политтехнологические игры. И это объяснимо. Но тут решили, что так же просто разыграть других, посчитав их дураками. Выдав благоглупости за истину в последней инстанции.
"Культура" (как категория, как смысл, как понятие, как предмет изучения истории и философии) не может "гибнуть", "исчезать" или растворяться только лишь потому, что вчера была тоталитарная власть, позавчера - Средневековье, завтра к нам прилетят инопланетяне, а послезавтра президентом выберут Тютькина. Культура - столь же зависима, сколь и независима от того или иного исторического промежутка. Культура, символично изъясняясь, это дух творчества, который живет где хочет и когда хочет. Несмотря на "чучело", олицетворяющее государство при том или ином "-изме". Как точно сформулировал еще Даниил Андреев: "Культура - это общий объем творчества человечества". Творчества… Которое - и раньше, и всегда - переплетено, повторюсь, с человеческим фактором, с человеческой сущностью, с божественным предназначением. Прописные истины тараторю.
Но ведь сто лет в обед балеринам подсыпают толченое стекло (в пуанты). А оперным певицам перед выходом на сцену чего только не подливали. Четверть века назад режиссеру Эфросу резали одежду и прокалывали шины (в авто) самые что ни на есть "культурные" артисты Театра на Таганке.
Но в том-таки Большом, который украинское ТВ решило выдать за Новодевичье кладбище, и сегодня работают выдающиеся мастера подлинной культуры (их имена всем известны). При Сталине, то есть при тоталитаризме, танцевали Уланова и Лепешинская (кстати, лауреат четырех Сталинских премий). При нем же пели Обухова и Нежданова. Свои лучшие драматические образы создавали тогда же Тарасова и Мансурова, Раневская и Степанова. И даже при Гитлере, извините, свои совершеннейшие (в художественном плане) идеологически-заказные кинополотна творила Лени Рифеншталь. И то была тоже "культура".
Тоталитаризм и культура - смыслы и явления более сложного порядка, нежели секретные реестры недвижимости в закромах нашего Фонда госимущества. И это тема не для попсовых политпосиделок. Тот же "кислотный" скандал в Большом - по своему замыслу и исполнению - уникально злодейский, не предполагающий никакого оправдания. Но, как ни парадоксально, художественный уровень продукции Большого - и сегодня - по-прежнему остается высочайшим, недосягаемым для нас (сам тому свидетель, недавно побывал на нескольких спектаклях). И все, что происходит сегодня внутри того театра и вокруг него - это, извините, не столько художественная сфера, сколько - кадровая. Война за трон. Война без всяких правил за руководящее кресло в Большом выявила лишь слабость и ущербность нынешнего "начальства" театра. Которое давно должно было предпринять административные шаги, а не заниматься пиаром, вынося сор из избы.
Только это другая страна, отдаленная от нас история. Тут у нас и своих "историй" хватает. Между прочим, в последнее время закручивается тревожная сюжетная линия внутри такого же "большого" балета украинской Национальной оперы. Худруком которого недавно был назначен известный во всем мире танцовщик Денис Матвиенко. Из честных источников в Минкульте мне стало известно, что уже собираются "черные тучи" вокруг фигуры Матвиенко. Против него сочиняются письма, доносы. Негодует профком. Недовольны танцующие (собственно те, кого он и заставил подольше изнывать у балетного станка). А тут еще недавний успех "Баядерки" - тоже бельмо в глазу.
Хочется надеяться, что опытный директор-многоходовик нашей Нацоперы - Петр Яковлевич Чупрына - сделает все от него зависящее, чтобы эта "каша", завариваемая в кулуарах театра, как можно скорее остыла. И сугубо дискуссионные рабочие внутритеатральные моменты не обратились в ядовитый кислотный поток, выплескивающийся из-под театральной крышки. И все текущие недоразумения остались лишь рабочими эпизодами, которые всегда можно урегулировать, утрясти. Сохранив при этом и позиции известного во всем мире танцовщика-звезды и не обидев чем-либо недовольных его творческих оппонентов. (Я ведь и не настаиваю, что он "во всем прав").
Маленькие пакости, конечно же, влияют на большую культуру. Но уничтожить ее неспособны.