UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАЛЫХ ФОРМ

Поводом для написания этой статьи послужил «проблемный» разговор в мастерской киевского графика Руслана Агирбы, состоявшийся в непринужденной атмосфере дружеского кофепития...

Автор: Виктория Бурлака

Поводом для написания этой статьи послужил «проблемный» разговор в мастерской киевского графика Руслана Агирбы, состоявшийся в непринужденной атмосфере дружеского кофепития. Руслан - талантливый художник с «узкой» специализацией. Экслибрис - это его профессия и увлечение одновременно. Мне хотелось бы вовлечь читателей в круг проблем, затронутых Русланом, так как я уверена: среди вас немало потенциальных любителей, ценителей и знатоков экслибриса. А украинский экслибрис, который, как это ни парадоксально, остается пока в Украине искусством для немногих посвященных, должен иметь гораздо более широкий круг творческого общения.

Потому, что экслибрис - это столько же изобразительное искусство, сколько искусство общения. Поэтому изначально предполагается, что и художники, занимающиеся экслибрисом, и их заказчики и зрители - люди не только фанатично этим делом увлеченные, но и общительные, азартные. Экслибрис - это соревнование, игра, средство художественной и дружеской коммуникации одновременно. И поскольку, как говорят в народе, «счастье - в общении», по аналогии могу утверждать: счастье - в общении с экслибрисом. Насколько справедливо это последнее утверждение, я с удовольствием предлагаю вам проверить на собственном опыте.

Каждый вид искусства нуждается в контакте со своим зрителем, без зрителя искусства просто не существует. Но экслибрис предполагает особенно тонкое понимание между художником и коллекционером-заказчиком, художником и зрителем. Для реализации этой коммуникативной функции в цивилизованных странах Запада существуют экслибрис-клубы, например в Англии - FISAE - федерация экслибриса, международный клуб коллекционеров и художников, в который входят и украинские мастера. Художники и коллекционеры увлеченно обмениваются опытом и достижениями. То есть непосредственно экслибрисами.

Интересно, что на таких тусовках купить экслибрисы нельзя, торг там неуместен, можно лишь обменять на эстампы соответствующей художественной ценности. Я бы сказала, и даже без иронии, что искусство экслибриса рождается из благородного духа творческого соперничества.

Экслибрис (в переводе с латыни - «из книг»), знак владельца книги - одна из малых форм графики, имеющая свой художественный язык, свою специфику образного высказывания.

Код восприятия этого высказывания - «большое в малом» - емкий смысл в лаконичной форме. Экслибрис должен одновременно выражать сущностные черты личности владельца книги, его духовный микрокосм, и говорить о миропонимании художника. Рассматривая работы Агирба, я начинала понимать, что экслибрис является в своем роде искусством перевоплощения. Искусством «влезть в чужую шкуру», по выражению Руслана, и при этом оставаться самим собою. Руслану легко оставаться самим собою, его творческая манера своеобразна и оригинальна. Один из немногих художников, он продолжает культивировать технику высокой печати, прекрасно обыгрывая присущий этой технике графический лаконизм. Такая техника печати (в отличие от внешне более эффектного, «живописного» и «пространственного» офорта) помогает сохранить изначальную знаковость экслибриса.

Экслибрис - символ личности, его художественный язык зашифрован, основан на намеках, ассоциациях, аналогиях и далеко не сразу поддается смысловой интерпретации. Но разгадывание символического смысла экслибрисов является увлекательнейшим занятием. Сколько людей, столько разных миров, поэтому тематическое разнообразие экслибрисов почти бесконечно: это мифология, психология, экология, эротика, музыка, детские сказки...

Судьба удивительного искусства экслибриса, общительного, мобильного, программно стремящегося к новизне и неожиданности решений, в Украине заставляет желать много лучшего.

В странах Западной Европы экслибрис завоевал положение искусства массового и популярного в хорошем смысле этого слова, явления динамично развивающегося. Оно имеет свою широкую аудиторию, сформировавшиеся коммуникативные общности, круг взаимозависимых коллекционеров и графиков, нуждающихся друг в друге художников и их зрителей. В Украине складывается довольно странная, противоположная ситуация. Мы имеем таких талантливых художников, как Р.Агирба, Г.Пугачевский, С.Хранов, О.Денисенко, А.Возный, В.Таран. Но в своих творческих сентенциях они ориентированы преимущественно на западного зрителя и коллекционера. Круг творческого общения они находят посредством западных клубов и выставляться предпочитают тоже, как правило, за границей. В Киеве была осуществлена попытка организовать экслибрис-клуб, но все так и осталось на уровне идеи. Он не был официально зарегистрирован.

Конечно, общение на международном уровне - необходимое условие развития украинского экслибриса, считает Р.Агирба. Но в такой же мере необходима возможность общения у себя на родине. Пока же роль экслибриса и малых форм графики в украинском художественном процессе не столь значительна, как хотелось бы, а его ниша в отечественном арт-бизнесе остается незаполненной. Остается только надеяться, говорит Руслан, что значительный потенциал этого художественного явления все же будет реализован здесь, в Украине, и качественных работ будет создаваться столько, что в их лабиринте зритель сможет заблудиться.