UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛЕНЬКОГО МУЗЕЯ

Трачу свое время, трачу свой последний день и все для того, чтобы… Б.Гребенщиков. Редкий киевлянин потратит время на посещение музея...

Автор: Елена Мащенко

Трачу свое время,

трачу свой последний день

и все для того, чтобы…

Б.Гребенщиков.

Редкий киевлянин потратит время на посещение музея. Любого. К сожалению, они статичны, забиты копиями, а не оригиналами — новое случается очень редко. Впитавшаяся в кровь советская формула «Как вы нам платите, так мы и будем работать» очертила рамки музейного энтузиазма (см. С.Довлатов, «Заповедник»). Однако, проходя намедни с сыном по Андреевскому спуску, не смогла не обратить внимание на привлекательную вывеску «Музей одной улицы». Предчувствия не обманули. Как оказалось, именно этот музей будет представлять нашу страну — впервые! — на всеевропейском конкурсе музеев.

— Дмитрий Васильевич, — спрашиваю у директора музея Д.Шленского, — как случилось, что именно ваш небольшой музей попал в число номинантов такого престижного европейского конкурса?

— Ничего странного в этом нет. Просто, для того чтобы о нас узнали, необходимо было проявить некоторую инициативу. С 1977 года Европейский музейный форум проводит подобные конкурсы на звание лучшего музея Европы. К участию в таком конкурсе допускаются музеи, которые либо образовались в течение последних двух лет, либо полностью обновившие свои экспозиции. К примеру, Россия уже давно представлена в этом конкурсе, ведь это достаточно престижно. В 1996 г. победил Красноярский краеведческий музей, а в прошлом — знаменитая Ясная Поляна, хотя, как известно, музей графа Толстого был открыт сразу после его смерти.

Через Министерство культуры мы вышли на соответствующий сайт в Интернете, представили свои данные, аннотацию о музее. В сентябре ждем приезда достаточно представительной комиссии из Европейского музейного форума. Часть этой организации находится в Брюсселе, под патронатом королевы, библиотека — в Германии, а штаб-квартира — в Бристоле, в Великобритании.

— Дмитрий Васильевич, положение маленьких музеев во всем мире сейчас крайне проблематично…

— Директор и основатель форума Хадсон, к сожалению, умерший в конце прошлого года, отметил: «В мире существует такая тенденция: в ближайшие 20 лет многие музеи вообще исчезнут. Смогут выжить лишь те, которые найдут общий язык с местными властями, которые помогут оплачивать им аренду, электроэнергию и прочие коммунальные услуги». Это в полной мере относится и к нам.

— Не думаю, что в мире есть много музеев одной улицы.

— Вы совершенно правы. Только в Канаде есть еще один подобный музей, только не улицы, а канатной дороги.

— А как вообще появилась идея создания подобного музея?

— В 1988 году, образовавшись как литературно-художественный клуб, мы попытались открыть для людей двери Дома Булгакова, и это удалось. Тогда, на волне всеобщей эйфории, собралось человек 40—50, работали мы достаточно профессионально. Наше объединение называлось, как и сейчас, «Мастер». Мы организовали в 1988 году выставку «Киев Михаила Булгакова», через полгода — вторую выставку «Булгаков и «Белая Гвардия» и еще чуть позже — «Господа гимназисты», посвященную Первой Александровской гимназии, где училось много интересных людей. Однако государственная поддержка, которую мы ощущали в первое время, закончилась, и все начало разваливаться. «Музей одной улицы» был задуман десять лет тому назад и открыт в 1991-м. Прошедшие годы были очень сложными, но плодотворными, ведь нам удалось собрать уникальную коллекцию экспонатов. Несмотря на общую музейную практику, мы демонстрируем не копии, а оригиналы. Причем общие рамки музея одной улицы расширились, и теперь нам кажется, что этот музей —явление времени, эпохи, начиная с начала XIX века и до наших дней. А знаменитая «решетка за кремовыми шторами», выброшенная строителями при ремонте дома Булгакова, находится у нас как экспонат и служит талисманом, исполняющим желания. Хотите верьте, хотите нет…