UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Богема" с Подола

Опера Дж. Пуччини "Богема" - вовсе не премьера на сцене Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества.

Автор: Ольга Кизлова

Однако присутствие в декабрьском спектакле двух ярких солистов - Ольги Фомичевой и Андрея Бондаренко - придало этой постановке подлинно премьерный, праздничный флер.

Этот спектакль удостоен "Киевской Пекторали" в номинации "Лучший музыкальный спектакль 2017 года". Однако ирония и парадокс судьбы в том, что режиссер этого самого лучшего спектакля - талантливый Виталий Пальчиков - не по своей воле оказался за бортом театра. Это случилось, когда директором театра значился Юрий Щур. Именно при нем из КМАТОБа "ушли" многих талантливых людей. И очень хочется надеяться, что при новом руководителе - им стал относительно недавно Петр Качанов - именно талантливые люди и будут задавать правила игры в столь важном для Киева театре. Особенно когда оперная режиссура - редкость и ценность наших театров. А Виталий Пальчиков, как оперный режиссер, в той же "Богеме" и в других спектаклях проявляет яркое мастерство, он человек ищущий, умный, творчески развивающийся. Тем более что в наши дни профессия оперного режиссера занимает главенствующие позиции в постановочном процессе.

И все же настаиваю: музыка - первична, и роль дирижера в создании музыкального спектакля - приоритетна.

В КМАТОБе оперу Пуччини "озвучил" Сергей Голубничий - один из ярких киевских дирижеров молодого поколения, победитель ІІ Международного конкурса дирижеров им. Стефана Турчака, работающий в разных коллективах - оперетте, оперной студии и здесь.

Спектакль Пальчикова-Голубничего - современен, интересен, от начала до конца все в нем трогательно, по-хорошему наивно и светло.

"Богема", написанная в 1895 году по мотивам романа Анри Мюрже, принесла Пуччини мировую славу. Чистая, преданная любовь, сомнения в своих силах и победа над житейскими колебаниями, крепкая мужская (да и женская) дружба, трагическая смерть от чахотки юного, прекрасного создания и глубокое горе поэта, любящего бедняжку…

Пуччини - яркий представитель "веризма", иными словами, музыкальный "правдолюб", лирический реалист. Он - автор десятка замечательных партитур, одна другой известнее, особенно популярны "Манон Леско", "Богема", "Мадам Баттерфляй", "Тоска", "Турандот"… Композитор писал: "Я стремился, как мог, нравиться широким массам". Он исповедовал три закона: заинтересовать, поразить и растрогать. И ему это отлично удалось. Музыка Пуччини - яркого мелодиста и мастера живой музыкальной интонации - не оставляет равнодушным, апеллирует к сердцу, и каждый слушатель проникается прекрасной музыкой гениального оперного классика.

Оригинальность спектакля начинается с программки. На обложке за столом, на котором расположены ноты, рисовальные кисти, и чашки кофе, сидят на фоне картины, изображающей вид на кафе в Латинском квартале, четверо главных авторов постановки: хормейстер Анжела Масленникова, дирижер Сергей Голубничий, художник Людмила Нагорная и режиссер Виталий Пальчиков. В этом "квартете" нетрудно узнать образы четырех главных героев Пуччини.

В "Богеме" в тот вечер пели двое именитых гостей: партию, на первый взгляд, легкомысленной, но на самом деле преданной в любви и дружбе Мюзетты исполнила сопрано Ольга Фомичева, начинавшая карьеру в КМАТОБе, а ныне поющая в Национальной опере. Это яркая, опытная, обладающая прекрасным подвижным и легким сопрано примадонна. Ольга - отличная актриса, она весьма выразительно и "выпукло" играет. Ее героиня то кокетлива, вероломна и капризна, то она - преданная, пылкая возлюбленная и верная подруга.

На сцене КМАТОБа Фомичева пела Мюзетту впервые, органично вошла в ансамбль и составила естественный, живой тандем с баритоном Андреем Бондаренко, исполнившим партию Марселя.

Об этом солисте - подробнее. Андрей стал украшением спектакля. Он поет по всему миру, это признанный лидер среди баритонов Европы и Америки. Зал замирал, затаив дыхание, следя за его великолепным вокалом и благородным актерским мастерством.

31-летний выпускник НМАУ, обладатель BBC Cardiff Singer of the World Song Prize уже прозвучал на Зальцбургском фестивале, в Карнеги-холле, Вигмор-холле, Кельнской опере, оперном театре Сиднея, Мариинке, Глайндборнском фестивале, работал c ведущими мировыми дирижерами. В сезоне 2016-2017 годов Бондаренко пел Пеллеаса (К.Дебюсси, "Пеллеас и Милизанда") в Шотландской и Вильнюсской опере, Онегина в Deutsche Oper Berlin и Далласе, "Любовный напиток" в Мюнхене, Марселя в "Богеме" (Opernhaus Zürich, где он является резидентом) и в опере Кёльна. В том же сезоне баритон дебютировал в Королевской опере Ковент-Гарден и продолжил свою резиденцию в Цюрихе. Пел в моцартовском шедевре Сosì fan tutte, "Любовном напитке" и "Доне Паскуале" Г.Доницетти, "Богеме", дебютировал в ролях Альберта в "Вертере" Ж.Массне и Вольфрама в "Тангейзере" Р.Вагнера. Летом 2018-го исполнял партию Марселя в "Богеме" на сцене Королевской оперы Ковент-Гарден. Пел в Берлине, Мадриде.

Баритон записал партии Дона Жуана и графа Альмавивы в операх Моцарта на Sony Classics, выпустил диски на других престижных западных лейблах.

Слов нет…

Уверенно и артистично пела Мими - молодая солистка театра Дарья Литовченко. Даша всего год назад окончила ассистентуру-стажировку в НМАУ им. Чайковского. Недавно слушала ее в заглавной партии Риты в небольшой опере Г. Доницетти, где она сыграла и отлично спела роль деспотичной и вздорной мещаночки.

В "Богеме" Дарья была иной. Она прекрасно провела партию нежной, преданной, горячо любящей подруги одного из главных героев - Рудольфа. Сначала веселая, беззаботная, влюбленная девушка, но по ходу сюжета Мими заболевает чахоткой, совершенно меняется, становится несчастной, страдающей, и тихо умирает в кругу верных друзей и убитого горем возлюбленного.

У Даши красивый, густой тембр, выразительный, сильный и гибкий голос. Весь диапазон звучит ровно, чисто, мягко, без малейшего надрыва. Она технична, прекрасно поет не только кульминации. Думаю, у певицы большие перспективы. А учитывая ее прекрасные внешние данные, это лишь усиливает ее шансы на успех.

В партии Рудольфа - тенор Дмитрий Фощанка. Он органичен и разнообразен как актер, играет - то беззаботного в кругу друзей бедного, но не унывающего поэта, то горячо любящего нежного героя, то на время отстранившегося от заболевшей подруги, страдающего от понимания невозможности обеспечить ее лечение, лирика. Но в конце, осознав весь ужас потери, Рудольф по-настоящему несчастен, убит горем, безутешен…

Фощанка хорош в кульминациях, на форте, "наверху". В начале спектакля он, как и в моцартовском зингшпиле "Бастьен и Бастьенна", где услышала его впервые, в среднем регистре пел с легким "шипом". Прекрасно звучит в ансамблях, каковых в партитуре Пуччини множество.

Впечатлили и запомнились актерское мастерство, тонкая режиссерская продуманность и достойный вокал "мужских" сцен: квартеты, дуэты, прекрасные соло артистов "второго плана" - музыканта Шонара (баритон Андрей Лещов), философа Коллена (бас Александр Харламов), хозяина мансарды Бенуа (бас Роман Смоляр), покровителя Мюзетты советника Альциндора (бас Вячеслав Стрелков).

Не только слушать, но и смотреть было увлекательно. Судя по костюмам, действие перенесено из конца ХІХ века примерно на 50 лет вперед. Пальчиков - отличный режиссер, большой выдумщик, его герои - живые, реальные люди. Они наступают друг другу на ноги, спят, накрывшись газетой, в кафе, бегают друг за другом по мансарде, реально едят и пьют, перебрасываются бытовыми предметами. Конец оперы очень трогает. Пуччини умеет вызвать слезы, и Пальчиков полностью с ним заодно. Поздравляю, отличный спектакль!

"Богема" в КМАТОБе имеет интересную историю создания. Слово дирижеру Сергею Голубничему:

- В этой постановке оркестр впервые находится "позади" основного действия на сцене. Это эксперимент. В театре была сложная ситуация, и мы с Виталием Пальчиковым задумали поставить "Богему" в концертном исполнении. Но Пальчиков - креативный режиссер, который сказал: "Зачем мы будем оставлять столько "гуляющего" пространства? Давай использовать всю авансцену". Потом он предложил задействовать яму. Спектакль создавался "на ходу". В процессе из концертного исполнения без больших декораций получился полноценный спектакль. У нас было мало времени на репетиции, но новый директор театра П.Ф. Качанов идет нам во всем навстречу, и мы надеемся на дальнейшее позитивное развитие нашего театра.

Поговорили с исполнительницами женских ролей.

Дарья Литовченко:

– Ассистентуру в НМАУ окончила в прошлом году у Валентины Антонюк. В репертуаре у меня партии в "Рите", "Ночи перед Рождеством", Герда в "Истории Кая и Герды", Мими, Земфира, Флора в "Травиате", Бастьенна, Донна Анна во Львове, Маргарита в "Фаусте", Иоланта и другие.

– У вас есть планы?

– Надеюсь на продюсеров Андрея Бондаренко и Виталия Пальчикова и их агентство UCAM. И я сейчас прямо из театра собираюсь на вокзал, чтобы ехать и готовиться к сольному концерту в Днепре к 160-летию со дня рождения Джакомо Пуччини, буду петь отделение с местным симфоническим оркестром.

На мои вопросы ответила Ольга Фомичова

– Вы поете Мими?

– Нет, у меня более высокий голос, а партию Мими должно петь более насыщенное, "тембральное" сопрано. И, это, конечно, индивидуально, но совмещать Мими и партию Царицы Ночи ("Волшебная флейта" Моцарта – О.К.) мне бы не хотелось, поскольку считаю себя лирико-колоратурным сопрано, а такие совмещения "перестраивают" голос.

– Что еще у вас в репертуаре?

– Виолетта, Джильда, Розина, Адина ("Любовный напиток" Доницетти – О.К.), Фраскита ("Кармен" – О.К.). Мне нравится Мюзетта, потому что роль не трагичная – на сцене она веселая, как и Фраскита, легкая. Правда, "Богема" заканчивается трагично, но приятнее переживать за кого-то, чем умирать на сцене самой. Еще пою Лейлу в "Искателях жемчуга" (Ж.Бизе – О.К.). Недавно вернулась с этой партией из Голландии, где гастролировала с Харьковским театром. Из тех, что пою в других театрах, Констанция в моцартовском "Похищении из Сераля", которую пела на Кипре. К сожалению, в Киеве мало репертуара для колоратурного сопрано.

– Да, в Национальной опере репертуар узок. Нет Моцарта. Вагнера.

– Ну, Вагнер, возможно, и сложен для постановки и исполнения, а отсутствие Моцарта – трудно понять. Возможно, отношение к нему скоро изменится.

– Мне очень понравился сегодняшний спектакль. Голосами, мизансценами, прочувствованностью образов.

– Хорошо возвращаться туда, где тебя ждут. Я ощутила, что мне в театре рады, что меня ждали по приветливым лицам артистов хора, дирекции, дружеской обстановке. Надеюсь, это не последнее мое выступление на этой сцене, что мы еще и "Травиату" сюда вернем.

- Я всегда рад работать в Киеве, - говорит Андрей Бондаренко. - Но на этой сцене - впервые. Мои друзья - маэстро Голубничий и режиссер Пальчиков - пригласили меня петь в "Богеме", и я согласился не раздумывая. В Киеве скоро, 26 января, в филармонии участвую в концертном исполнении "Дон Жуана" Моцарта (заглавная партия, дирижер С.Голубничий, партию Донны Анны споет Дарья Литовченко. - О.К.). Потом будет сценическая версия этой оперы в Америке, во Флориде. Затем "Тангейзер" в Цюрихе, тоже в первый раз. Потом в Далласе и Хьюстоне спою в "Колоколах" С.Рахманинова.

- Почему не поете в Национальной опере? У вас такой роскошный голос, прекрасная актерская палитра, внешность - все, что только можно желать! На западе в оперном театре каждый спектакль ставится под новый состав приглашенных артистов, зачастую звезд разной яркости. Постоянная ротация солистов приводит лишь к улучшению качества постановок. У нас - совершенно иное. Мне кажется, главный застой - в режиссуре и репертуаре.

- Да, в режиссуре. И мы расходимся с Национальным театром в репертуаре. Театр отстает от мировых тенденций, это не секрет. Причин много - и экономических, и немного "застряла" оперная жизнь.

ФОТО Тимофея Тулякова