UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОГДАН СТУПКА: по ту сторону игры

В прошлую субботу Синий зал Дома кино «мало не луснув» от напора желающих приобщиться к премьере документального видеофильма «Богдан Ступка...

Автор: Александр Рутковский

В прошлую субботу Синий зал Дома кино «мало не луснув» от напора желающих приобщиться к премьере документального видеофильма «Богдан Ступка. Львовские хроники». Фильм снят студией «1+1», и, естественно, ему уготовано место в сетке вещания соответствующего канала. Предвосхищая телепремьеру, советую: не пропустите ее. Хотя герой этой ленты в последние годы постоянно, что называется, на слуху и на виду, документальных работ о нем, насколько мне известно, еще не было. И экран на этот раз поведал кое-что из неочевидного о личности и внутренних драмах большого артиста. В «Хрониках» Богдан Сильвестрович Ступка впервые в своей творческой карьере оказался одновременно и «действующим лицом», и «исполнителем роли». Причем для меня совершенно очевидно, что там, где актер не играл, он явил человеческий образ несравненно более глубокий и интересный, чем в тех эпизодах, где как всегда азартно перевоплощался.

Стиль фильма оправдал его название. Действительно, режиссер Юрий Терещенко принципиально наделил съемочную камеру статусом неотвязного соглядатая, который сопровождает героя и педантично фиксирует на пленку хронику его краткого делового визита на родину. Речь идет о гастролях Ступки с «Королем Лиром» во Львове летом прошлого года. Ностальгические посещения памятных с детства мест, встречи со старыми друзьями и родичами, а также все, что связано с ответственным выступлением перед земляками, - таков повествовательный материал «Хроник». При этом следует заметить, что назойливость видеоока, которым мастерски управляет оператор Николай Мандрыч, отнюдь не обременила метра лицедейства. Напротив, высококлассный профессионал по вышколу и Актер Актерыч по натуре, Богдан Ступка в фильме о себе продолжает постоянно играть - и на камеру, и на публику, случившуюся к месту. Припоминая и рассказывая автобиографические детали, актер прямо-таки фонтанирует импровизациями, что превращает его поведение в своеобразно театрализованное действо. Вот тут-то, на зыбком рубеже артистичности и аутентичности героя, и завязался, по-моему, сюжет фильма.

Актер - это мастер выдавать себя за других. В «Хрониках» потребовалось «выдать» себя за себя же, т.е. просто быть в кадре. К чести авторов, они знали, как переломить игру в документ. Об этом один классик документалистики сказал так: «Если достаточно долго и в упор всматриваться в мир, он отбросит притворство и скажет всю правду о себе». Авторы «Хроник» имеют достаточно терпения, чтобы, не выключая камеры, дождаться, когда некая случайность заставит их героя бросить игру и реагировать непосредственно. Например, мы оказываемся на пороге пустой квартиры, где когда-то прошло детство Богдана Ступки. Между тем дверь в пенаты, как назло, не открывается перед героем, и он долго колдует с ключами... «А ведь прошлое не спешит впустить его к себе», - догадывается зритель, верящий если не в кинообраз, то хотя бы в приметы. И впрямь, позже мы убедимся, что знаменитому столичному артисту во Львове в общем-то не о чем толковать со старыми знакомыми - душевные связи с ними необратимо утрачены. Остались ритуалы. Самая пронзительная сцена - визит к старенькой матери. После первых же слов приветствия становится очевидным: внутренне время и судьба безжалостно разделили этих родных людей. Милая, добрая мама умеет и без слов сказать о главном. Язык ее любви прост и недвусмыслен: к приходу сына она испекла печенье и по-стариковски неловко угощает им гостей. Чем ответить ей на это? Не лицедейством же. Сын-актер, не находя слов, совсем несценично... заплакал. И лишь много позже, справившись с собой, Богдан высказался также и на своем «языке»: льстя материнской гордости, ловко и забавно продемонстрировал, как недавно польские гримеры превращали его шевелюру в прическу Богдана Хмельницкого.

Сценарист «Хроник», кинокритик Сергей Тримбач, после просмотра пояснил, что его замысел и состоял в том, чтобы вскрыть внутреннюю драму всякого большого художника - бытийное одиночество. Наверное, это так и есть. Однако как минимум еще две истины подтвердила премьера «Хроник». Во-первых, хорошее кино можно создавать и при минимуме финансовых и временных затрат. Разумеется, при наличии вкуса и таланта у авторов. (Фильм о Богдане Ступке снимался всего четыре дня, «залпом».) Во-вторых, о деятелях украинской культуры, составляющих национальную гордость страны, можно, оказывается, говорить умно и честно, без набившей оскомину пропагандистской мифологизации и национал-патриотической натуги в тоне.