UA / RU
Поддержать ZN.ua

Богдан Струтинский: "Всем говорю, что наша ГРА — это украинский шоукейс"

Уже второй год подряд в столице разворачивается серьезная ГРА/GRA (Great Real Art) - Всеукраинский театральный фестиваль-премия, определяющий лучшие спектакли на всеукраинской сценической карте.

Автор: Екатерина Константинова

Руководитель Национального союза театральных деятелей Украины и инициатор ГРА Богдан Струтинский рассказывает, как складываются пазлы фестиваля в этом году, кто вошел в состав международного жюри.

- Пан Богдан, в этом году уже во второй раз разворачивается фестиваль-премия ГРА. Есть ли какие-то изменения в его нынешней структуре и особенностях проведения?

- Если сравнивать с прошлым годом, то в этом году на рассмотрение комиссии поступило больше заявок. Если говорить об изменениях, то у нас на 20 процентов в целом изменился экспертный круг. Дальше - в этом году прибавились индивидуальные номинации. Финал премии, то есть награждение победителей, состоится в Театре им.И.Франко. Режиссер шоу - Влада Белозоренко. Это что касается финальной части ГРА.

- Как вам кажется, ГРА удалось сплотить наше взбудораженное украинское театральное общество?

- Главная наша миссия - объединить людей вокруг этой премии. Думаю, что в этом плане - объединении украинского театра - нам кое-что удалось. Но преимущественно каждый коллектив - как творческая личность и индивидуальность - вращается вокруг своего творческого эго. Потому это вопрос непростой, его нельзя измерить с помощью математической науки. Фестиваль-премия делает лишь первые шаги, пользуется высоким доверием у критиков, театралов. Но в Украине есть некоторые островки, довольно сложно приобщающиеся к общему делу… Это, если выразиться весьма дипломатично. Поэтому надо много работать, чтобы распознать эту социологию. Но есть другая сторона - эмоциональная, то есть впечатление людей, с которыми общаешься.

Действительно, это несколько громко сказано - дескать, мы сделали премию и таким образом объединили весь украинский театр. Я считаю, что с понятием "объединение" в Украине вообще сложно.

- Скажите несколько слов о международном жюри, которое будет решать судьбу лучших спектаклей ГРА.

- В международное жюри войдут: журналист, музыковед и музыкант Дитер Топп (председатель жюри, Кельн, Германия); историк, педагог и общественный деятель Адам Бала (Варшава, Польша); генеральный директор Национального театра "Ион Дачиан" в Бухаресте Бьянка Ионеску-Балло (Румыния); драматург, публицист, театральный критик Томас Ирмер (Берлин, Германия); театральный критик, переводчик, драматург Жанна Лашкевич (Минск, Беларусь).

Чем обусловлен наш выбор? Давайте анализировать. Члены жюри должны быть всю неделю в Украине - с 24 по 30 ноября, принимать активное участие в просмотре спектаклей. Это было довольно сложно - согласовать график, ведь многие режиссеры, с которыми мы работали, говорили, что могут приехать только на финал - и все. Далее… Это недешевое удовольствие. Да, мы можем заявить - дескать, завтра к нам приедет голливудская звезда. Но вы знаете, сколько получает эта звезда? Откуда взять гонорар?

Театр Драмы и комедии на Левом берегу

Очень осторожно на такое длительное время соглашаются профессионалы. То есть здесь должен быть момент, чтобы все остались довольны. Да, были переговоры, мы привлекали посольства разных стран. Например, председатель нашего жюри Дитер Топп... С ним мы познакомились на фестивале в Румынии. В прошлом году у него не сложилось, а вот в этом он сам согласился приехать в Украину. Украина для них - тоже очень интересный рынок... Потому что они уже насытились европейским театром и говорят, что наши актеры очень талантливые, это свежая кровь, новое дыхание. Им интересно наблюдать наш театральный процесс, ведь это люди, которые проводят в своих странах фестивали. Поэтому я всем говорю, что наша ГРА - это украинский шоукейс.

- Сегодня театралы с определенной тревогой ждут новшеств со стороны новообразовавшегося Министерства гуманитарной политики, которое якобы может предложить довольно жесткие идеи в реформировании театральной сферы - оптимизация, сужение поля репертуарного театра, а главный акцент делается на театре проектном. Ваши предчувствия по этому поводу?

- Хочу сказать, что на нашу почву всегда хотят что-то "пришить" из того, что модно где-то там, в капиталистической стране. Но надо учитывать, что в других странах и социальное обеспечение классное, и иная оплата труда. Почему-то другие сферы страны не реформируют, просто боятся это делать. А над беззащитным театром можно проводить эксперименты, как над кроликами.

Да, у меня по этому поводу есть тревога, потому что если мы говорим о проектном театре, то у нас должен быть очень сильный репертуарный театр, основательно и всесторонне обеспеченный. А потом уже можно говорить - вау, давайте делать проектный театр!

То есть приходит человек, который ничего не сформировал, не создал, а где-то что-то видел, слышал, и поэтому всех начинает колотить. В то же время украинский театр в последние годы обрел какую-то стабильность, в него поверил украинский зритель, стали заполняться залы. Причем это происходит везде, по всей Украине. Украинские режиссеры начали дышать свободно, полной грудью, появилось много новых талантливых театральных руководителей. Нет, давайте сейчас будем все ломать, делать проектный театр. Я же не против экспериментов, вперед! - но у нас всегда ищут крайнего. Вот сейчас крайним оказался театр. Но, возможно, мы проанализируем, созданы ли в украинском театре такие условия для работы, как, скажем, в Баварской государственной опере?

Театр Драмы и комедии на Левом берегу

Оказывается, в этой реформе много нововведений, которые не раскрывают потенциал, не дают возможности, а наоборот, держат на крючке, чтобы ты даже не пикнул, потому что сразу же попадешь в немилость. Да, есть примеры успешных негосударственных театральных фестивалей. Но надо смотреть, заплатили они хотя бы копейку в бюджет или нет?

У нас было хорошее художественное образование. Потом взяли и начали делать реформу, то есть уничтожили это художественное образование. А кто за это будет отвечать? Если ты будешь проводить эксперимент, украинский театр снова окажется в 1990-х. Каждый приходит и хочет мести своей метлой, а потом скажет - эксперимент не удался. А может, в украинском театре в связи с реформой просто будет соревнование, - кто первый добежит к казне нового министерства? Это очень просто. Приходят одни, которые дружат с теми, кто дает бюджет. Та же история негосударственного театра, они просто хотят получить бюджет.

- Пан Богдан, скажите, какая ситуация ныне с ремонтом помещения Театра оперетты?

- Все хорошо. Театр открыл двери для зрителя, но сейчас спектакли проходят только на малых сценах. А постановки главной сцены проходят в Культурном центре Freedom Hall, в Октябрьском дворце.

Театр Драмы и комедии на Левом берегу

Но уже в декабре главная сцена тоже заработает, то есть этап ремонта завершается. Ежегодно в процессе ремонта делаем отдельную часть, сейчас сделали монтаж электроники сценического круга, ремонт вентиляции в рабочих помещениях. Кроме того, готовимся к юбилею - 85-летие театра будем праздновать 18 декабря. В планах - премьера мюзикла "Портрет Дориана Грея", также получили права на постановку проекта "Амадей" по четырем операм Моцарта. Режиссер - Максим Голенко. Проходят премьеры на малых сценах театра, фестивале, также большой кусок работы - это наша концертная деятельность. Мы выиграли грант посольства Америки, таким образом 30 и 31 января наш Симфонический оркестр готовит концерт "Код Гершвина" под управлением дирижера Дэвида Чарльза Абеля, будут звучать произведения известного американского композитора с украинскими корнями.