UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЛУЖДАЮЩАЯ ЗВЕЗДА АКТЕРА

В фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» Всеволод Шиловский сыграл фотографа Пашу, застенчивого мешковатого человека, безответно любящего главную героиню...

Автор: Ирина Карпинос

В фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» Всеволод Шиловский сыграл фотографа Пашу, застенчивого мешковатого человека, безответно любящего главную героиню. Всеволод Николаевич говорит, что эта роль - самая любимая из всех его киноролей. А помните в «Военно-полевом романе» горе-музыканта, который в скрипичном футляре носит водку с закуской? Или отца-шантажиста в «Интердевочке»? Блестящий непредсказуемый актер, народный артист России Всеволод Шиловский много лет работал во МХАТе, играя разноплановые роли и ставя собственные спектакли. В последние годы он больше занимается кинорежиссурой, сумев в период летаргии постсоветского кинематографа снять картины «Миллион в брачной корзине», «Избранник судьбы», «Аферисты», «Блуждающие звезды», «Линия смерти», «Кодекс бесчестия» и «Приговор».

Мы познакомились с Всеволодом Николаевичем год назад на гатчинском фестивале «Литература и кино». Экранизация Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды» получила там приз зрительских симпатий. А создатель фильма запомнился мне ярким, талантливым, постоянно импровизирующим, острым и иронически-романтическим собеседником. Поэтому через год, приехав в Москву на кинофестиваль «Лики любви», я позвонила ему - и получила моментальное согласие на интервью. Предлагаю читателям «ЗН» фрагменты нашей беседы в доме Всеволода Шиловского.

- Всеволод Николаевич, как вам работается в последнее время?

- Премьера моей последней картины была ровно два года назад. Я выпустил подряд шесть фильмов, из них два - двухсерийные. Но получилось так, что «мотор» мой не выдержал такого рекорда - и я загремел на месяц в больницу с сердцем, 5 дней провалялся в реанимации. Это произошло после фильма, который я целиком снял в Америке. Сначала премьера была у нас в Доме кино, потом - в Америке, где прошла с большим успехом. Потом я пришел в себя после больницы, но из графика-то я выбился, а для меня всегда очень важен задел... Сейчас у меня два проекта, один - русско-американский, безумно интересный. По содержанию это должен быть очень смотрибельный фильм, с острейшим сюжетом и потрясающими артистами. Но главная моя задача - это «Царь Федор Иоаннович». И тут идет громадная подготовка, я ездил в Париж и встречался с Пьером Карденом. Он поддержал эту идею, обещал помочь деньгами. Правительство Москвы тоже проявило свою заинтересованность: фильм должен выйти к 850-летию Москвы. Правда, если не успею, ничего страшного не произойдет. Как говорили мои мхатовские учителя: «Если ты на две недели раньше сделаешь работу, но плохо, тебя три дня будут хвалить и пять лет ругать. А если ты сделаешь ее на четыре недели позже, но хорошо, тебя неделю будут ругать и пять лет хвалить». Я по этому принципу МХАТа и живу.

- А какие у вас отношения с нынешними МХАТами? Вы сотрудничаете хотя бы с одним из них?

- Нет, в театре я после развала МХАТа не играю, полностью ушел в кино. Меня приглашают на многие роли и на режиссерскую работу, но никак руки до театра не доходят. Так вот резко отделился с 88-го года... Зато шесть громадных фильмов снял да еще новые роли в кино сыграл. Кстати, недавно снимался у Ланского, очень хорошего режиссера, в полукомедии по его сценарию. Моя роль замечательно выписана! У меня принцип - не повторяться в ролях.

- Из шести последних фильмов каким вы больше довольны как режиссер?

- Тремя. Потому что они сняты в разных жанрах. Во-первых, это детектив «Линия смерти», где я к тому же сыграл главную роль. В этой картине снимались Смоктуновский, Тома, Удовиченко, Догилева, Аристарх Ливанов - вот такой состав замечательный! Второй фильм - «Кодекс бесчестия», он уже снят в жанре политического эссе, это громадное полотно с феноменальным составом актеров. В фильме играют Тихонов, Костолевский, Куравлев, Виторган, Пашутин, Щербаков, Изотова, Чурсина, Татьяна Васильева, Ларионов, Садальский, Езепов - вот такой букет... Каждый из них в этом фильме по-новому проявился. Вы знаете, как со мной во МХАТе поступали? Моему персонажу - 66, а мне - 26, так нас бросали старики МХАТа. Это очень серьезная вещь. И третья моя удача - конечно, музыкальная мелодрама «Блуждающие звезды». Но как жизнь непредсказуемо режиссирует! Сейчас Рубинштейн изобрел новый фестиваль «Лики любви», и можете себе представить, что «Блуждающих звезд» на «Ликах любви» нет. Вы понимаете, что это такое? В одном только Израиле побиты все рекорды посещаемости этого фильма, его показывали 63 раза, больше всяких «Терминаторов». В Киеве я получил высшее признание - за зрительский успех самовар мне гениальный подарили, именной... И в Гатчине произошло то же самое - приз зрительских симпатий был мой. То есть этот фильм сделан для людей. Он - о любви, о вере, о надежде... А на «Ликах любви», значит, другие фильмы собирают: или современную чернуху, или порнуху - я, впрочем, не знаю всего репертуара, там больше 20 фильмов.

- Дело в том, что картины на этот фестиваль отбирал питерский кинокритик Трофименков, так что репертуар соответствует его вкусу.

- Не знаю я такого критика и его вкуса. Я узнал чисто случайно об этом фестивале, меня никто не предупреждал. Я позвонил двум людям, которым верю, и спросил: «Ребята, в чем дело?» Они растерялись, потому что они - поклонники фильма. Но вернемся к нашей теме. О трех моих любимых режиссерских работах я рассказал, а актерскую мечту я осуществил в фильме «Избранник судьбы», где сыграл Наполеона.

- А вы знаете, что на «Ликах любви» показывают фильм Рогожкина «Особенности национальной охоты»? Такой вот фильм о любви... Вы помните, с какой картиной он приехал в Гатчину?

- Помню. «Жизнь с идиотом». Это чума, грязь какая-то об алкоголиках, которые с трупом живут. Значит, вы понимаете, против чего я всю жизнь борюсь? Вот против этой грязи. Такое уж мое кредо, старики МХАТа так воспитали, а измениться в 57 лет уже нельзя.

- Вы уже начали работать над новым фильмом? «Царь Федор Иоаннович» - это серьезно, все-таки Алексей Константинович Толстой... Кто у вас будет играть?

- Это пока еще проблематично, опять соберутся все звезды, но на центральные роли могут быть приглашены звезды мировой величины русского «разлива», чтобы не нарушалась этика в исполнении нашего гениального произведения, которому уже больше ста лет. Ведь до сих пор в театрах «Царь Федор Иоаннович» идет с аншлагами, Смоктуновский играл, Соломин играет, во МХАТе все великие старики переиграли - и всегда был успех. Так выстроена эта драматургия...

- А киносценарий по Толстому чей?

- Сценарий молодого американского драматурга. Он очень бережно относится к Толстому, и это мне нравится, потому что я всегда считал, что до классического произведения нужно самому дорасти, а не подминать его под себя. Так мне до Шолом-Алейхема надо было дорасти, до Островского, которого я ставил в 73-м году с мхатовскими стариками. «Царь Федор Иоаннович» - это великая трилогия, которая будоражит до сих пор, настолько мощно и четко ставятся в ней вопросы бытия со всеми ответвлениями в мелодраму, политику и этнографию. Поэтому работа, конечно, идет напряженная.

Прощаясь с Всеволодом Николаевичем, я пожелала ему ни пуха ни пера. В ответ он галантно раскланялся и передал привет киевским друзьям. А на следующий день на фестивале «Лики любви» показали в кинотеатре «Зарядье» его любимое детище - фильм «Блуждающие звезды».