То, что украинское кино переживает глубокий кризис, ни для кого не секрет и ни у кого не вызывает удивления. Все понятно: нет денег снимать фильмы, а тем более их раскручивать и рекламировать. Другое дело, что лозунг «мы честные, но бедные», которым особенно любили щеголять в начале эпохи перехода к рыночной экономике в богемно-тусовочной среде, сменился на — «мы бедные, и этим гордимся», а последнее изречение, в отличие от первого, уже не вызывает сочувствия. Бедность, конечно, не порок, но и не признак особого шика, и выпячивать ее не следует.
Кинофестиваль «Открытая ночь» уже четвертый раз собирает у себя тех, кому небезразлично будущее отечественного кинематографа. Спору нет, миссия у фестиваля самая благородная — познакомить если не широкую, то хотя бы хорошо отфильтрованную публику с теми немногими фильмами, которые, несмотря ни на что, снимаются в Украине, и прежде всего со студенческим кино. Но, несмотря на благородство миссии и немалые заслуги фестиваля и его организаторов, подход к проведению этого ночного кинофорума базируется на все том же навязшем в зубах лозунге «Мы бедные, и этим гордимся». Скомканное открытие, фильмы, которые показываются почему-то не целиком, а фрагментарно — например, недавно отснятую мелодраму «Ave Maria» (режиссер и исполнительница главной роли — Людмила Ефименко) демонстрировали всю фестивальную ночь, вперемешку с ретроспективными «Павками Корчагиными» и новой китайской экранизацией романа Николая Островского.
Напрашивается вопрос: если нет времени или возможности показать фильм целиком, то почему бы не урезать фестивальную программу и вместо 41-го фрагмента предъявить зрителям несколько полноценных лент? И без того всем понятно, что кино в Украине снимается мало и скудно — к чему недвусмысленно намекать на это, сделав из программы фестиваля тришкин кафтан? Не знаю, как у других, но у меня к утру в голове образовалась жуткая мешанина из многочисленных «павок», фрагментов из «Ave Maria» и студенческих фильмов.
Несомненным шедевром в номинации «профессиональное неигровое кино» можно было назвать провокационную и мастерскую ленту Сергея Маслобойщикова «...от Булгакова». После просмотра фильма раздались крики «Ура Маслобойщикову!», и нужно сказать, что эта высокая оценка публики не является преувеличением.
О Михаиле Афанасьевиче Булгакове на языках всех искусств уже говорилось так много, что трудно не впасть в эпигонство. Метафора «поэт (писатель) — гений с душой ребенка» или, как писал М.Волошин, «Ребенок — непризнанный гений // Средь буднично скучных людей» — центральная для ленты Сергея Маслобойщикова. Но реализована эта в общем-то не новая идея была оригинально и провокационно.
Из студенческих фильмов, показанных на фестивале, хотелось бы отметить «Лифтера» (режиссер Геннадий Фомин). Лифт, снующий между раем и адом, и апостол Петр в качестве лифтера — это было по крайней мере оригинально. Позабавила публику короткометражная лента Владимира Дощука «Плохой, злой и еще злее».
Странно, что на фестивале студенческие «шедевры» были показаны валом, а не отобраны лучшие работы. Если бы этот отбор произошел, то хватило бы времени и на «Ave Maria», и на полный вариант китайского «Павки Корчагина». Все-таки наш земляк Павку играет — не мешало бы и посмотреть. Хорошо хоть фильм Маслобойщикова не расчленили...
Несколько скрашивали ситуацию анимационные фильмы, особенно «Песнь о сырном духе» — история о вороне, лисице и сыре — режиссера Ирины Смирновой. Правда, замерзшим и голодным зрителям эта самая «Песнь» была как соль на рану, но ничего — до утра дожили в полном составе. К утру на экране снова появился «Павка», а жюри ушло на час совещаться. Если бы на два, то к концу фестиваля пришлось бы вызывать скорую помощь для замерзших. Так что хотелось бы пожелать фестивалю долгих лет жизни, а его организаторам — большей заботы о зрителях. Все-таки и мы вам, дорогие наши кинематографисты, хоть в зрители сгодимся. Не все же нам вас обожать — любовь ведь должна быть взаимной.