UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЛЕСК И НИЩЕТА «КИЕВ МЮЗИК ФЕСТА»

Минувшая неделя в столице Украины прошла для многих меломанов под знаком «Киев мюзик феста». Прогнозы на его будущее пока оптимистичны...

Автор: Виктория Муратова

Минувшая неделя в столице Украины прошла для многих меломанов под знаком «Киев мюзик феста». Прогнозы на его будущее пока оптимистичны. Но с какой болью говорили на первой встрече с представителями масс-медиа члены оргкомитета фестиваля и его гости о том, насколько они не нужны своей державе!

Быть «падчерицей-служанкой», о которой вспоминают, когда что-то нужно поразвлечь высоких гостей выступлениями талантливых детей лауреатов международных конкурсов или же их взрослых коллег для наших музыкантов - дело привычное. Но вот где они берут средства на поездки на эти конкурсы - никого не волнует, кроме них самих, равно как и то, на какие средства они вообще существуют.

Несколько мероприятий, традиционно проводимых дирекцией музыкальных фестивалей и Союзом композиторов Украины, практически на сегодня прекратили свое существование. В этом году пока что «выжили» только Международный конкурс юных пианистов памяти В.Горовица и Международный фестиваль «Киев мюзик фест-97». На его проведение - а это 20 концертов в течение недели с участием симфонических, камерных, хоровых коллективов, ведущих солистов (певцов и инструменталистов Украины, Польши, Франции, Швеции, США, Японии) - Министерство культуры и искусств Украины выделило 70000 гривен буквально за две недели до открытия. Для сравнения: фестиваль современной музыки «Варшавская осень» имеет бюджет в $800 000.

О достижениях, проблемах и перспективах феста - в интервью для «ЗН» музыкального директора, народного артиста Украины композитора Ивана Карабица.

- Иван Федорович, Восьмой фест: насколько он труднее первого, второго или же - седьмого?

- По признанию многих музыкантов, «Киев мюзик фест» уже пользуется безусловно большим авторитетом. Вспоминаю прошедшие годы его становления - они были сопряжены с радостью творчества, открытием новых имен. Многие известные музыканты побывали в Киеве и уехали удовлетворенные творчеством и фестивалем.

Его жизнеспособность подтверждена тем, что фестиваль проводится восьмой раз. Это не просто «мимолетное событие», но уже настоящая традиция. Это очень ценный аспект.

«Киев мюзик фест» нашел свое место в огромном море современного искусства. Пускай это не самая широкая трибуна, особенно если сравнить с шоу-бизнесом, но фестиваль всегда имел и имеет свою аудиторию любителей академической музыки, которая ждет этого праздника и активно посещает концерты. Иностранцы обычно удивляются, концерт в 12.00 - и полный зал! Все это говорит о том, что «Киев мюзик фест» вышел на хороший уровень и приобрел стабильность. Но, к сожалению, пока лишь в творческом плане.

Вспоминаются сегодня и колоссальные трудности, которые постоянно сопровождают фестиваль. Наша самая главная проблема : «Киев мюзик фест» - это организм и процесс, который существует и должен функционировать постоянно. Его невозможно подготовить за несколько месяцев. Напряженная работа продолжается весь год, от феста к фесту: поиски контактов, переписка, работа над сочинениями.

Все восемь лет фестиваль изначально не имел своего определенного бюджета, который позволил бы хотя бы как-то существовать в рамках своих возможностей. Приглашение зарубежных музыкантов - наиболее дорогая статья. Нам удалось убедить своих партнеров и коллег за рубежом в том, что нам здесь очень трудно, и поэтому приезжать в Киев им придется за свой счет. Появилась новая практика: благотворительные и культурологические фонды и организации берут на себя расходы по посещению «Киев мюзик феста» иностранными музыкантами.

С другой стороны, отсутствие четкого бюджета отрицательно сказывается на фестивале. В прошлом году мы получили первые поступления на счет уже после открытия, в этом - всего лишь за две недели до начала работы феста.

- Но ведь Министерство культуры и искусств - один из соучредителей «Киев мюзик феста», почему же нельзя наладить его планомерную и постоянную работу?

- Министерство, которое стало нашим соучредителем и вписывает фест во все свои документы, пока что не в состоянии обеспечить его полностью. Хотя мне кажется, что все-таки при определенной заинтересованности было бы возможно определять его бюджет заранее.

Понять подобные вещи наши зарубежные гости не в состоянии: их работа, как правило, расписана на несколько лет вперед. Мы несем перед ними обязательства, пригласив на фестиваль. Не состоялся в этом году проект исполнения очень интересной симфонии известного польского композитора Збигнева Гурецкого, над которым мы работали полтора года.

Слыша упреки в том, что поздно появилась реклама фестиваля, мы спрашиваем, как она могла быть раньше, если не было на нее средств? В результате мы решаем многие проблемы «на ходу», остается усталость, которая даже омрачает радость от того, что все-таки еще один «Киев мюзик фест» состоялся.

- И все-таки Восьмой фест принимает зарубежных гостей?

- В этом году их немного. Фестиваль создавался для того, чтобы мы знакомились друг с другом. Было интересно проявить себя и сравниться с коллегами, услышать, что происходит сегодня в мире. И всегда было приятно отмечать, что украинские композиторская и исполнительская школы часто выигрывают в этом сравнении. Присутствие на фестивале зарубежных музыкантов говорит о его уровне.

В одном из концертов «Киев мюзик феста-97» прозвучало сочинение Джоела Хоффмана «Chiasso», написанное к 100-летию симфонического оркестра г.Цинциннати. Дж.Хоффман - профессор композиции университета г.Цинциннати, очень талантливый дирижер, настоящий мастер.

Представитель австрийской глубинки Петер Ворабер показал свой опус в концерте Государственного ансамбля солистов «Киевская камерата». Состоялось выступление еще одного американского дирижера - Пола Поливныка, руководителя камерного оркестра Обердинской высшей музыкальной школы, которая входит в четверку лучших в США. Интересный момент: его предки в поколении бабушки и дедушки - родом из Киева.

Уже третий раз приезжает на фестиваль французский композитор Ив Кляуе. К сожалению, из-за болезни не смог приехать Марьян Кузан. Традиционно в проведении «Киев мюзик феста» участвует Французский культурный центр, который в этом году предложил выступление замечательного коллектива - струнного квартета им.Э.Изаи. Любители музыки для духовых запомнят концерты, в которых участвовали лауреаты международных конкурсов Н.Эклунд (Швеция) - труба и Джордж Сакакини (США) - фагот.

И все же этого очень мало. Преобладает в программах украинская музыка. Такой фестиваль было бы интереснее проводить за рубежом - для популяризации национального искусства. Дело в том, что в наших условиях, когда нет возможности проводить традиционные композиторские форумы - «Музыкальные премьеры сезона» или «Форум молодых», некоторые их функции - вольно или невольно - принимает на себя «Киев мюзик фест».

- Каково участие в фестивале Союза композиторов?

- Не могу сказать, что мы находимся под его влиянием, но многие сочинения можно было и не включать в программу. Стереотип мышления некоторых наших композиторов заставляет задуматься, нужно ли фесту быть подобным пленуму СКУ прошлых лет, когда обязательно должно было прозвучать все написанное?

- Каким видится будущее «Киев мюзик феста»?

- Можно говорить о его каком-то усовершенствовании, трансформации, думая о его перспективах. Нам нужно думать о нем, как об очень важном событии, значительном и для Союза композиторов, и для Министерства культуры и искусств. Ведь мы широко представляем исполнительские силы Украины. Как ни трудно, они все же «пробиваются», вырастают. У нас колоссальное количество талантливых музыкантов! Мы их поддерживаем: в рамках «Киев мюзик феста» стало традицией выступление лауреатов Международного конкурса юных пианистов памяти В.Горовица.

- Почему в программе Восьмого феста нет традиционного Международного композиторского конкурса?

- Трижды состоялся уже конкурс имени Иванны и Марьяна Коць, инициаторов и меценатов, уже немолодых людей, граждан США. Лауреатами стали Ю.Ищенко, А.Гаврилец, Г.Овчаренко и другие украинские композиторы, которые получили возможность «старта», активизации творчества. По разным причинам эта программа свернута. Хотелось бы, чтобы жизнь конкурса все же продолжалась.

- Была у вас идея привлечения к участию в «Киев мюзик фесте» украинских композиторов из диаспоры.

- Их не так много, если не считать наших соотечественников, выехавших за границу. Не каждый может приехать за свой счет. Даже наши коллеги - известные композиторы В.Сильвестров, В.Зубицкий, Е.Станкович - не смогли присутствовать на исполнении своих сочинений.

Хотелось бы верить в перспективу фестиваля, в жизнеспособность национального музыкального искусства, необходимость его развития в контексте мировой культуры.

Сегодня в программе «Киев мюзик феста» - его последние акции: концерт камерного оркестра «ARCI» под управлением лауреата Международного конкурса И.Андриевского в Доме ученых НАН Украины, выступление Государственного ансамбля солистов «Киевская камерата» с участием Пола Поливныка (США) в Большом зале Национальной музыкальной академии и заключительный концерт с участием известных исполнителей, музыкальных коллективов Украины и гостей фестиваля в Колонном зале им.Н.Лысенко Национальной филармонии.

В добрый час, «Киев мюзик фест-98»!