Не так давно киевляне - почитатели и профессионалы оперного искусства получили неожиданный подарок: в Большом зале Центра культуры, просвещения и отдыха ВС Украины (в прошлом Дом офицеров) состоялась премьера оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила».
Смелая идея - постановка лучшего оперного произведения Сен-Санса в Киеве - воплощение в жизнь первого этапа грандиозного культурологического проекта. Создание альтернативной оперно-балетной труппы, со своей программой, репертуаром и исполнителями, принадлежит Константину Андреевичу Еременко - лауреату Государственной премии, заслуженному деятелю искусств Украины, искусствоведу и дирижеру, человеку талантливому, творчески разноплановому и неуемному. Помогает ему организовать эту культурную акцию коммерческая фирма «Artes liberales» («Вільне мистецтво»), объединив для этой благородной цели коллектив независимых артистов.
На протяжении целого года коллектив единомышленников - солистов спектакля, хора Национальной оперы Украины, артистов оркестра, консультантов и концертмейстеров работали над постановкой. Состав ведущих солистов оперы объявлен в афише как «новые оперные голоса». Это - Ю.Карпенко (Самсон), з.а.Украины В.Сас (Верховный жрец), В.Полевой (Сатрап) и др. Многие из них на протяжении долгого времени занимаются в вокальной студии при Доме офицеров у народной артистки Украины В.Любимовой.
Уникальность этого события состоит в том, что сложнейшая и ввиду этого редко исполняемая опера шла последний раз в Киеве более ста лет тому назад. На страницах газеты «Киевлянин» упоминается, что в репертуаре городского театра в сезоне 1893/1894 года в антрепризе П.Сетовой «ставилась» опера «Самсон и Далила». (А.Сюннеберг - Далила, Н.Медведев - Самсон. Дирижер - Д.Пагани). С тех пор произведение Сен-Санса в Киеве никто не исполнял...
Из двенадцати оперных произведений, принадлежащих перу выдающегося французского композитора, именно эта опера, появившаяся на свет в 1877 году, приобрела всемирное признание и заняла достойное место в созвездии шедевров оперной лирики XIX века. Первой исполнительницей Далилы была знаменитая Полина Виардо, которой автор посвятил свое сочинение...
История сценической жизни лучшего из оперных произведений Сен-Санса с самого начала была не простой. Многих не устраивал в «Самсоне и Далиле» библейский сюжет и перенос его на сцену (что особенно упорно и долго препятствовало постановке оперы на французских оперных сценах), иных - сдержанность драматургии, а других - «старомодность» музыки, по сравнению с новациями конца XIX и начала XX века.
Даже тогда, когда музыка оперы завоевала бесспорную общеизвестность, мнение об этом шедевре оставалось долгое время далеко не единодушным. Некоторые коллеги композитора, например П.Чайковский и К. Дебюсси, стояли на позициях резкой критики «Самсона и Далилы», а Н.Римский-Корсаков, напротив, восторгался ею и называл произведение Сен-Санса «идеалом оперной формы», «лучшей из современных опер на Западе, после Вагнера»...
Есть еще одна специфическая особенность, ввиду которой опера «Самсон и Далила» была, есть и будет представлять определенную трудность в постановке и в исполнении. Это - прежде всего наличие у исполнительницы главной партии одновременно нескольких непременных компонентов ее дарования - вокального, драматического и хореографического. Такое счастливое совпадение встречается крайне редко, тем более в оперной практике. Образ Далилы - своего рода идеал женского совершенства. Далиле подвластны все чары женского естества, которые она сознательно устремляет на месть. Это натура цельная, глубокая и целеустремленная. Она умна, хороша собой, чувственна и предельно выразительна, звук ее низкого грудного голоса - бархатного, обволакивающего меццо-сопрано - очаровывает и усыпляет, а танец - соблазняет и околдовывает... Создать яркий и полнокровный образ Далилы - задача явно не простая. Мало обладать хорошей фактурой голоса и быть культурной певицей в смысле вокальной школы . Старик Сен-Санс задал нелегкую задачу всем будущим исполнительницам своего детища: все они должны обладать «феноменом Далилы»...
Исполнительница партии Далилы - Виктория Майфатова - выпускница 1995 года вокального отделения Киевской государственной консерватории (класс педагога Г.С.Сухоруковой) обладает глубоким меццо-сопрано, прекрасно смотрится на сцене. «Мое участие в этом спектакле, - говорит молодая певица, - я воспринимаю как подарок судьбы. Такое бывает раз в жизни! Эту оперу никто не ставит из-за сложности музыки и вокальных партий. Я сама только «выдала» материал, только начала постигать сложность драматургии, звуковедения, богатство нюансов...»
Своими впечатлениями поделился народный артист СССР, лауреат Государственной премии им.Т.Г.Шевченко, главный хормейстер Национальной оперы Украины Лев Николаевич Венедиктов: «Я должен с сожалением констатировать, не кивая на прежнюю систему, что темы, поднятые в таких оперных произведениях, как «Набукко», «Дочь кардинала», «Жидовка», «Самсон и Далила» и др., по национальным признакам, или, как говорили, «по пятой графе», были запрещены и на долгое время были скрыты изумительные красоты... «Самсон и Далила» - лучшая опера Сен-Санса. Уже в процессе работы мы получили громадное удовольствие. Музыка Сен-Санса - мелодична, необычайно выразительна, доступна... Я счастлив, что, решившись на такую акцию, у нас появилась возможность открыть нужный вид творчества - любительские спектакли. Исполнители главных партий - любители, которые по своим данным не ниже профессионалов, они не состоят на довольствии у государства и могут делать то, что им подсказывает душа. И мне от этого очень радостно!..»
Слово художественному руководителю и дирижеру спектакля Константину Андреевичу Еременко: «На протяжении многих лет я мечтал о постановке оперы «Самсон и Далила», ждал случая, искал исполнителей. Познакомившись с Викторией Майфатовой и Юрием Карпенко, понял, что это счастливое совпадение и надо срочно делать оперу... Спектакль ждет удача только в том случае, если исполнители точно подобраны. Другими словами, зрительный образ актеров должен полностью соответствовать образу героев. Виктория Майфатова прекрасная певица, а в прошлом еще и балерина. Я возлагаю большие надежды на нее... Юрий Карпенко, на мой взгляд, певец уровня Пласидо Доминго... Мне очень не хотелось показывать оперу в концертном варианте, так как моя мечта - постановка полноценного спектакля, но, к сожалению, мы вынуждены «прокатывать» его, чтобы элементарно заработать деньги на декорации и костюмы... 27 мая должно было быть повторение оперы, но я вынужден был снять его из-за отсутствия денег. Фирма «Artes liberales», с которой мы сотрудничаем почти год, бьется над решением этой проблемы, но - увы - тщетно. Вся работа держалась и держится на энтузиазме артистов сборного симфонического оркестра, солистов, хора Национальной оперы Украины, консультантов, репетиторов, концертмейстеров... Недоволен я и рекламой. Афиш по городу не было, я крайне удивлен тем, что зал Дома офицеров был все же не пустой. Публика же была «грамотная», понимающая и сочувствующая происходящему на сцене. Я это спиной «чувствовал»!»
Мы уже привыкли к тому, что на сцене Национальной оперы Украины происходят всевозможные акции, порой даже очень далекие от «высокого» искусства, и было больно смотреть на то, как ютились на крохотном пятачке сцены Дома офицеров большой симфонический оркестр, хор, дирижер и солисты - достойные исполнители оперного шедевра. В очередной раз мы стали свидетелями удивительного парадокса, свойственного нашему времени и нашему государству: достойному делу, выполненному профессионально и талантливо, грозит быть невостребованным... А жаль.