UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блефующие в темноте. Накануне дня театра Виталию Линецкому увеличили «материальную помощь»

Когда в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра вспыхнул занавес, а впоследствии и весь колл...

Авторы: Олег Вергелис, Анна Пароваткина

Когда в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра вспыхнул занавес, а впоследствии и весь коллектив оказался в роли «погорельцев» (на несколько недель приостановив работу), тогда подумалось: наверное, это «знак» какой-то? Вот только хороший или плохой? Театр уверен, что плохой: на сайте «левобережцы» уже сообщили, что, согласно сведениям криминалистов, это — поджог. А кому-то, возможно, покажется наоборот: огненный «знак» — это хорошо, поскольку артисты погорелого театра опять лидируют по всем показателям на «Киевской пекторали». Эту ежегодную театральную премию Киевское управление культуры провело как бы впрок. На сутки раньше официального празднования международного Дня театра. Программа могла бы условно называться «В рабочий полдень» — концертные номера по заявкам тех, кому эту «музыку» еще не надоело заказывать.

Что такое «хорошо»? В последнее время на «Киевской пекторали» чего-нибудь «хорошее» не так легко найти — даже днем с огнем. Но если сильно постараться…

Во-первых, в этом году заметно возросли «ставки»: управление культуры увеличило премиальный фонд до 1 тыс. долл. — каждому отдельному победителю. Во-вторых, заговорили о тендерах на проведение самой церемонии: правда, насколько это помогло хронически больной «Пекторали» — уже отдельный сказ. В-третьих, якобы удалили от выборов-разборов «лучших из лучших» штатных чиновников: во всяком случае, эта тенденция хотя бы декларируется. В-четвертых, вспомнили добрым словом (а также призами и деньгами) знатных мастеров своего дела — режиссера Виктора Шулакова (в восьмисотый раз его спектакль «За двумя зайцами» скоро пройдет на сцене Молодого театра, а это рекорд, достойный книги Гиннесса) и актера Николая Рушковского (недавно сыгравшего в слабом спектакле Виталия Малахова «Завещание целомудренного бабника»). И, в-пятых, в общем, пристойно смотрятся даже победители в некоторых основных номинациях.

Лучший спектакль 2006-го (по версии управления культуры) — «Кармен-TV» (балетмейстер — Раду Поклитару, театр «Киев модерн-балет») — заметное и шумное светское событие. «Хорошо» уже то, что, если хотим, то все-таки можем найти финансовые (или другие?) возможности привлечь на службу в Киеве модных иностранцев. В чем-то спектакль Поклитару — творение спорное (если смотреть сквозь линзы суровых балетных академистов). Но в целом — это живая, драйвовая, энергичная и по-хорошему эклектичная работа. А уж то, что на постановках Поклитару народ висит на люстрах и спускаться с них не собирается до окончания «шоу» — факт больше радостный, чем сомнительный.

Дмитрий Богомазов обозначен лучшим режиссером за спектакль «Очередь» по пьесе современного украинского драматурга Александра Марданя. Это и кассовый хит «левобережной драмы», и открытие «нового Богомазова» — как яркого и искусного режиссера-комедиографа.

«Голодний гріх» (по мотивам новеллы В.Стефаника «Новина») в Центре Леся Курбаса определен как лучшая постановка камерной сцены. Режиссер Александр Билозуб, художник Владимир Карашевский и актер Александр Форманчук действительно заслужили почет и внимание. Их постановка образная, очень пронзительная. И еще хочется написать — очень честная. Поскольку к трагической теме голода они подошли деликатно, искренне. Без спекулятивного надрыва, как это часто случается в пылу актуализирования той или иной трудной темы.

Лучшим актером назван Виталий Линецкий (в «26 комнатах» Театра драмы и комедии). Лучшей актрисой — Леся Самаева (в «Очереди»). За лучшие роли второго плана трофеи были предусмотрены для Александра Ганноченко и Аллы Сергийко.

На этом о «хорошем» — все. И переходим ко второму отделению концерта «В рабочий полдень».

Что такое «мрачно»? Мрачно — это когда культуправление не осознает (или не хочет осознавать), что нелепо и глупо объединять в одну упряжку-номинацию лебедя, рака и щуку. Сам подход к центральной «рубрике» — «лучший спектакль года» — не столько забавный, сколько непрофессиональный. «Кармен-TV», «Очередь», «Голубчики мои!» — три претендента на награду. С одной стороны — балет, с другой — драматический спектакль большой сцены, с третьей стороны «бермудского треугольника» — постановка на малой сцене в Театре драмы и комедии. Просто удивительно, отчего не втиснули в эту же нишу «Вечорниці» О.Скрипки, театрализованные перформансы каких-нибудь художников-передвижников, тандем В.Ямы и Н.Могилевской в «Танцах со звездами».

Балетмейстер Раду Поклитару, «победивший» конкурирующий драматический формат, выглядел несколько растерянным. И вроде бы даже пытался оправдываться-объясняться. Хотя оправдываться должны те великие ученые, которые додумались до такой несуразности.

Неизвестно, правда, кто объяснится или оправдается «по другому мрачному поводу», почему это на последнем этапе из «пекторальной» коллегии бесцеремонно отторгли Валерия Михайловича Гайдабуру, известнейшего историка театра, доктора искусствоведения, человека с безупречным вкусом и безукоризненной репутацией. Или многоопытные закулисные «модераторы» зрелища — В.Линовицкая и А.Богданович (глава киевского отделения СТД) не понимают, что подобный «маневр» — за рамками этики. И по большому счету — вероломство. Можно представить, чтоб за границей так поступили, например, с Виталием Вульфом или Анатолием Смелянским? А здесь возможно — и не такое.

И если уж возникли отдаленные параллели с Белокаменной, то культ­управлению в срочном порядке необходимо посылать туда на стажировку тех творцов, которые якобы «режиссируют» местные церемонии. Недавно в Москве вручали «Гвозди сезона» — премию, в чем-то схожую с «Пекторалью». И нашлось же у людей остроумие, фантазия, знание театральных алгоритмов, чтоб обыграть действо в истинно театральном ключе. В Киеве же из подобных церемоний дух театра вытравливают словно бы специально. И, видимо, за солидный режиссерский гонорар из года в год предлагается очередной набор разрозненных концертных номеров разного художественного уровня. То есть тех номеров, которые при ожидаемой «режиссуре» могли бы с равным успехом чередоваться на концертах — в день шахтера, в день Шевченко, в день Пушкина, в день Соловьяненко, в день Курбаса, в день Сердючки (если подобный когда-нибудь обозначат в календаре).

«Праздничная» сцена Театра им.Франко, где проходило «пекторальное» действо, конечно, «порадовала»… пустотой и мраком. В буквальном смысле. Ни намека на декорации. Победивший минимализм! Даже стулья записали в излишества. Со стороны оголенное и слабо освещенное пространство с двумя ведущими в уголке напоминало заброшенный ангар. Со спуском то ли в киевский коллектор, то ли в знаменитый заброшенный тоннель под водами Днепра. Что касается последнего — это не шутка. До оторопи напоминающее вход в подземелье видео на сценическом заднике и оказалось единственным украшением церемонии. По центру «провала» проецировалась кустарная открытка: на фоне золотой скифской пекторали — красные мелкие буквы имен-фамилий номинантов. Причем названия спектаклей на картинке явно выполнены любителем едва осваивающим фотошоп. На привычных и, надо сказать, довольно удобных для освежения памяти видеороликах (нарезки из фрагментов спектаклей-номинантов), видно, сэкономили? Одной из ведущих церемонии каким-то чудом оказалась женщина, похожая на экс-ведущую поп-программы «Территория А» и, кажется, певицу Анжелику Рудницкую. А если это не копия, а оригинал, то теперь ему прямая дорога — в Национальную оперу. У нас есть кому похлопотать... В полумраке ведущая не особо ориентировалась даже в читаемых с бумажки фамилиях героев вечера. Да и просто уважаемых сограждан, вручающих премии, эти ведущие не сильно опознавали. Все это выглядело нелепо и дико. Так, например, композитор Михаил Чемберджи почему-то оказался Николаем… Из-за чего объяснимо расстроился. В общем, мрачное зрелище. Особенно, если вспомнить, что театр еще и визуальное искусство.

А ближе к заключительной части ко всем бедам пропало еще и звуковое сопровождение «открытки». И тогда зал совсем уже перестал понимать, кого собираются награждать и за что именно. Благо конвейерное (как передовикам на заводе) вручение продолжалось недолго. А в финале только пятерым присутствующим победителям (это из 12!) на церемонии спела оперная дива. Вот и отработали. Можно и уходить. И желательно — подальше… от официоза и церемониальных нелепостей.

Кстати, деньги новым обладателям «Пекторали» пообещали «в торжественной обстановке» вручить отдельно в мэрии. Может, хоть там будет больше режиссерских находок? А если их опять не будет, то у «Пекторали» (в том виде, в котором она сегодня существует) появится хотя бы смысл. Потому что «Пектораль» уже давно и не символ, и не событие, которое хотя бы раз в году объединяет разрозненное театральное братс тво, и не предмет престижа, которым тот же г-н Линецкий будет сильно гордиться в актерской компании… А так — разовая ежегодная «материальная помощь». Впрочем, и за это — спасибо.

P.S. Хорошая мысля приходит опосля… церемонии. А не скинуться ли в складчину щедрому и перерасчетливому нашему культуправлению на дополнительные «премии» еще и для реставрации (после пожара) лучшего, по их мнению, городского театра — Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра? Все же будет большая польза, чем от ежегодной раздачи слонов в давно разгромленной посудной лавке.