UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ УЧЕНИКОВ

Кто из нас, учившихся и выросших, сформировавшихся благодаря нашим педагогам и наставникам, может сегодня сказать, что верен их памяти?..

Автор: Виктория Муратова

Кто из нас, учившихся и выросших, сформировавшихся благодаря нашим педагогам и наставникам, может сегодня сказать, что верен их памяти? Наверное, немногие помнят об их днях рождения или же чтят память в день смерти.

Людмила Давымука - одна из последних выпускниц класса народной артистки СССР, профессора Киевской государственной консерватории Елизаветы Чавдар, своим камерным вечером в Малом зале филармонии дала многим урок верности Учителю. Программа, составленная из сочинений итальянских и российских композиторов, подготовленная певицей во время обучения в консерватории, стала своеобразной эпитафией выдающемуся педагогу. Классика вокала - то, что называют «школой» и на чем проверяется профессионализм. В подготовке вечера Людмиле помогли люди, заинтересованные в продолжении традиции украинского вокального исполнительства. Ученые Р.Веселков и А.Пухкал, Житомирский институт предпринимательства и современных технологий, аграрно-промышленная компания «Нива Украины» (президент В.Щипаняк), Фонд содействия развитию искусств и Национальная радиокомпания Украины.

Нынешний концертный сезон - десятый в жизни лауреата международных конкурсов, солистки Государственной мужской хоровой капеллы

им.Л.Ревуцкого Л.Давымуки. Камерный вечер в Малом зале стал первым совместным выступлением певицы с новым концертмейстером Татьяной Шутенко. Дебют можно считать удачным. Прозвучали записи Е.Чавдар из фонда радио, гости смогли ознакомиться с материалами и фотографиями из архива певицы и педагога.

Об общении с нею в последние годы жизни - наша беседа с Людмилой Давымукой.

- Наша первая встреча произошла в сентябре 1981 года, когда я приехала в Киев прослушиваться в консерваторию на дополнительный набор. Елизавета Ивановна сказала мне, что сейчас уже поздно, никого никто прослушивать не станет, и предложила приехать в следующем году.

- Людмила, была ли тебе известна певица Елизавета Чавдар?

- В то время она уже не работала в театре, я, конечно, слышала ее имя, тем более, мой педагог посоветовал ее как лучшего педагога. Я вхожу в класс и вижу женщину маленького роста, с острым взглядом, очень обаятельную и при этом - настоящее воплощение власти, с царственной посадкой головы. Сразу ощущалось, что она - сильная личность. Мне рассказывали, что она специально вырабатывала эту осанку.

Ее, мягко говоря, нелюбезный прием меня поразил. Представьте себе, я - старший инженер, закончивший политехнический институт и уже имеющий в подчинении трех отставников-полковников, вдруг решила заняться вокалом. У меня было такое ощущение, что все меня должны ждать и радоваться моему приходу. А профессор Е.Чавдар мне в ответ: «Мы с улицы никого не берем». Но я ведь специально взяла «отгулы» на работе, и мне нужно получить хотя бы какое-то решающее слово. Я постаралась убедить ее в том, что меня нужно прослушать. «Ну хорошо, только быстро. Что вы нам споете?» За роялем - прекрасный концертмейстер Этери Шпилюк. Теперь я понимаю, что первое, на что реагируют артисты, - это внешность. Видимо, я им понравилась.

Я начала петь украинскую народную песню «Ой,не свiти, мiсяченьку» в обработке Н.Лысенко. Дошла до второго куплета - и вдруг растерялась и забыла слова. Этери Соломоновна с улыбкой начала мне подсказывать, и этим проявила свое расположение.

- Как проходили уроки в классе профессора Е.Чавдар?

- Она всегда сама проводила со мной распевку, с этого начинался каждый урок. Делала она это очень хорошо. Садилась за рояль, играла своими миниатюрными пальчиками и тихонько говорила концертмейстеру

Э.Шпилюк: «Она похожа на Миреллу Френи». Поем дальше, она играет, и снова: «Ну, Мирелла Френи, конечно, не красавица...»

Елизавета Ивановна была очень лаконична, ей достаточно было сказать два слова - и все. Она развила все хорошее, над чем работал со мной первый педагог, я очень благодарна ей за то, что она учила меня филировать на верхних нотах. Это - признак совершенства исполнения…

Трудно передать словами, как трогательно все ее записи звучали на вечере в Малом зале! Я стояла за кулисами и рыдала, не могла сдержаться. Накануне я перебирала фотографии из ее архива в квартире, где жила Елизавета Ивановна. Села на стул, как много лет назад, и вспомнила еще один момент, когда так же сидела и рыдала в этой кухне. Я решила принять участие в Международном конкурсе в Барселоне, кафедра подписала характеристику, а профессор Е.Чавдар - нет. Я ее умоляла, а она убедила меня в том, что сначала нужно «пообтесаться» на всеукраинских и всесоюзных конкурсах. Она ведь точно мне сказала: «Вы состоитесь как певица только благодаря конкурсам». Она как в воду глядела, став одним из прорицателей моей судьбы. Еще за что я благодарна Лизочке - за то, что она уговорила Н.Кондратюка взять меня к себе в класс в аспирантуру. После окончания консерватории я поехала по распределению в Черниговский пединститут.

А вообще - если бы не Елизавета Ивановна, меня могли бы еще в консерватории «задавить», учитывая особенности моего характера. На пятом курсе зимой мы занимались обычно у нее дома, поскольку ей трудно было ездить на работу без ноги. Все студенты, приходящие на занятия, обязаны были обедать у нее. Дело в том, что когда Е.Чавдар была студенткой, в 1944-м в Одессе были голодные времена, бабушка готовила ей бутерброд из хлеба, смоченного сладкой водой. Интересное совпадение: Елизавету Чавдар тоже не сразу приняли в консерваторию, сказали, что не хватает данных, и она поступила на филологический. Асланова - ее педагог - нашла на Пересыпи. В одном из дворов она услышала пение, зашла и спросила: «Кто это здесь поет?»

Первый и второй курсы она закончила за один год - занималась целыми днями, закрывшись в классе. После окончания консерватории Елизавета Ивановна уехала в Киев как раз в то время, когда в оперном театре ставили «Риголетто». Ей очень повезло, она родилась вовремя: еще не «выросли» Е.Мирошниченко и Б.Руденко, в театре работали Э.Бем и З.Гайдай, уже в возрасте, и Е.Чавдар стала примадонной. Народной артисткой Украины она стала, минуя звание заслуженной, в возрасте 28 лет.

- Люда, как сложилась судьба других учениц профессора Е.Чавдар?

- Наталья Кравцова поет в Мариборе (Югославия), два года назад была в Киеве на гастролях с театром. Люда Юдченко из Узбекистана - одна из последних выпускниц, вышла замуж за югослава, ее судьба мне неизвестна. Виктория Лукьянец - всем известно, в последнем сезоне она пела в «Травиате» в Метрополитен опера с Д.Левайном, Татьяна Тесля работает в Волгограде.

- Помнишь ли ты последние встречи с Елизаветой Ивановной?

После конкурсов им.М.Глинки, камерных исполнителей и телевизионного «Новые имена» осенью 1988 года нас с Владимиром Гришко пригласили выступить в правительственном концерте во Дворце «Украина». Мне было очень приятно, что Елизавета Ивановна позвонила и поздравила с удачным выступлением уже не как студентку, а как певицу. Она была уже тяжело больна, видела концерт по телевидению, и ей очень понравилось. Так что меня благословила на трудный конкурсный путь профессор Е.Чавдар.

А 27 ноября 1989 года во время концерта в оперном театре, посвященном открытию Молодежного центра искусств, во время второго отделения, в котором пели В.Лукьянец и я, нам сообщили, что Елизавета Ивановна умерла. Я храню программку этого концерта, на которой записала: «В 19.25 умерла Е.И.Чавдар».