UA / RU
Поддержать ZN.ua

Билет на корабль современности

Весенняя музыкальная оттепель в столице началась с фестиваля с незамысловатым названием «Киев. Фестиваль-2005»...

Автор: Ольга Лебедева

Весенняя музыкальная оттепель в столице началась с фестиваля с незамысловатым названием «Киев. Фестиваль-2005». Проходит нынешнее международное мероприятие в Киеве всего второй раз, а под новым названием — и вовсе впервые, так как еще в прошлом году он носил имя Бенджамина Бриттена.

Организованный при активной поддержке скрипичного конкурса имени Бриттена в Лондоне киевский фестиваль призван занять совершенно особую нишу — восполнить те культурные и музыкальные пробелы, которые образовались в нашем восприятии вследствие некоторой ограниченности репертуаров большинства гастролеров-завсегдатаев, а также дать возможность проявить себя не только солидным мэтрам с полувековым опытом за спиной, но и тем, кто только начинает штурмовать подступы к музыкальному олимпу — студентам музыкальных вузов и молодым исполнителям.

В рамках фестиваля, который в этом году серьезно разросся и будет проходить с 25 марта по 6 апреля, запланированы весьма разнообразные акции, но все же в центре, на своеобразной «линии золотого сечения», оказалась постановка оперы Бриттена «Поворот винта». Совместный творческий проект столичной Музыкальной академии и Гилдхоллской академии музыки едва не оказался под угрозой срыва из-за политических перипетий конца прошлого года. Вследствие чего провалился грандиозный план организаторов представить две оригинальные версии произведения — в постановке англичан и украинской версии в постановке Василия Вовкуна. Оставшийся вариант, который появится на фестивале, являет собой разумный компромисс — британские студенты выступят в сопровождении оркестра Музыкальной академии, а зрители смогут насладиться премьерой в постановке Стивена Медкафа. Впрочем, Владимир Рожок, ректор Музыкальной академии, уверяет, что уже в следущем году свою оригинальную версию представят на суд слушателей и его студенты. Для них Бриттен оказался настоящим глотком свежего воздуха, хотя и трудностей в освоении новой музыки хватило. Особенно тяжело пришлось педагогам, большинство из которых нелегко адаптируется к музыкальной современности, предпочитая ограничиваться привычным репертуаром и стандартными клише. Впрочем, такое объяснение довольно странно выглядит, если учесть, что Бриттен — не такой уж ультрасовременный композитор с неприемлемым для восприятия языком, и его музыка не шокирует уши неблагозвучностью. Впрочем, мы настолько отстали в музыкальном развитии не только от Запада, но и от Европы, что любые предложения принимаем с глубокой благодарностью.

Открытие фестиваля оказалось таким же неоднородным, как и его программа, но полностью укладывалось в рамки позиции, которую задекларировали организаторы фестиваля — интеграция Украины в Европу начинается с культуры. В первый фестивальный вечер со сцены филармонии прозвучали произведения Бибика, Палмгрена и Малера. Финский пианист Ристо Лауриала очень достойно представил фортепианный концерт своего соотечественника Селима Палмгрена, впервые исполненный в Украине. Радовало узнавание в музыкальной канве близких славянской душе Прокофьева, Рахманинова и даже Грига, чьи мотивы, видимо, завораживали композитора. Впрочем, ощущение дежа-вю не покидало и во время исполнения произведений украинского композитора Валентина Бибика — в тревожной оркестровке его «Плача» отчетливо промелькнул Шостакович, вспомнился даже Чайковский. А вот в «Молитве», видимо, соответствуя названию произведения, авторских откровений оказалось все же больше.

Уже первые такты Четвертой симфонии Малера для оркестра и сопрано (Инга Мартынова) продемонстрировали музыкальный консерватизм публики в лучшем смысле этого слова — слушали завороженно, аплодировали с энтузиазмом. Вообще, нужно сказать, что киевскую публику исполнители неспроста так любят и называют благодарной: Ристо Лауриала выходил на поклон несколько раз, причем его удалось даже «раскачать» на бис.

География нынешнего фестиваля не особенно велика, но для столь юного возраста мероприятия вполне солидна: Великобритания, Голландия, Дания, Италия и Финляндия вместе с принимающей украинской стороной составили серьезную творческую шестерку, а сам фестиваль шагнул за пределы Киева и презентует постановку оперы Верди «Бал-Маскарад» в рамках фестиваля во Львовской опере. Были планы охватить и Донецк, но по техническим причинам они остались нереализованными. Впрочем, энтузиазма оргкомитету не занимать — они уверены в том, что еще одним весенним фестивалем в Киеве стало больше, а главное — что у него не только юный возраст, но и молодое лицо. Которое дает небольшую надежду на то, что музыка второй половины ХХ столетия, к которой приклеен ярлычок «осторожно, современная!», наконец-то станет доступной и понятной украинскому меломану.