UA / RU
Поддержать ZN.ua

БИБЛИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ

Организация гастролей мировых брэндов в нашей стране — дело, как известно, весьма рискованное, трудоёмкое, зачастую неблагодарное, проще говоря, сизифов труд...

Автор: Ольга Стельмашевская
Федор Шаляпин

Организация гастролей мировых брэндов в нашей стране — дело, как известно, весьма рискованное, трудоёмкое, зачастую неблагодарное, проще говоря, сизифов труд. Тем не менее находятся организаторы, понимающие, что время «одноклеточных» антреприз проходит, на эстрадной попсе можно взорваться, как на минном поле, и репутацию за пределами Дворца «Украина» создают на иных вещах. Но помимо стремления создать имя на качественном продукте, дабы всё-таки приблизить уровень Украины к общепринятым в этом бизнесе стандартам, у отечественного продюсера есть ещё масса задач. Например, просветительская. Когда продюсерская компания «Альянс Шатро» привезла впервые после долгого перерыва балетную труппу Мариинского театра в Киев со спектаклем-бестселлером «Драгоценности» Джорджа Баланчина, зритель, в своём большинстве, просто не поверил. Буквально через полгода была та же сногсшибательная и настоящая Мариинка с одноактными балетами Михаила Фокина, объявили новый продюсерский брэнд «Русские сезоны в Киеве» и публика повалила валом, заранее зная, что им предлагают первоклассный продукт. Но тогда зал Национальной оперы уже не смог вместить всех желающих. И вновь «Альянс Шатро» при неизменной поддержке Посольства Российской Федерации в Украине, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине, специального представителя президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной Виктора Черномырдина, а также эксклюзивного спонсора всех вышеназванных гастролей — компании «АВК», готовит зрителю грандиозный во всех смыслах подарок. Первые с 1976 года полноценные гастроли оперной труппы (дирижёр, хор, солисты и балет!) Государственного академического Большого театра России в Национальной Опере Украины — 19 и 20 апреля — с оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов».

Тем, кто не поверит, можно только посочувствовать. Ибо в Киев едет не просто мировая марка — Большой театр, едет одна из сильнейших оперных трупп мира со спектаклем — вершиной мирового музыкального искусства, к названию которого применимы эпитеты только в превосходной степени.

Итак, опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, создававшаяся композитором в 60—70-е годы XIX века, была написана на сюжет трагедии А.С.Пушкина и имела весьма непростую сценическую историю. Будучи великим психологом, Мусоргский привлёк в сюжет сложный, неоднозначный образ царя и широко показал народ, его менталитет, типичный для славянского характера, как показала история, во все времена. Реформаторство же музыкального языка и формы, нарушение установившихся в практике написания опер норм и источник творчества — народная песня и речь, навлекли на композитора в одночасье гнев не только критиков, но и власти.

Работал Мусоргский над этой оперой 5 лет — с 1868-го по 1872 г., внося дополнения и переделки и в последующие годы. В 1-й редакции «Борис Годунов» был отвергнут оперным комитетом Мариинского театра в феврале 1871 года из-за идейного содержания. Но 29 октября 1872 года, благодаря поддержке общественности и выдающейся певицы Ю.Платоновой, театрально-литературный комитет «одобрил» оперу. 5 февраля 1873 года в Мариинском театре впервые были исполнены три сцены (корчма, сцена у Марины Мнишек и сцена у фонтана с Самозванцем). Премьера была настолько успешной, что даже враждебные Мусоргскому критики признали его победу. А среди премьерной публики слышались реплики: «Это Гоголь в музыке!». В этом же году опера была забракована вторично, но опять, по настоянию Платоновой, возвращена в репертуар, вызвала обширную полемику в печати и в результате из неё были изъяты некоторые сцены. Однако в 1882 году опера всё-таки была исключена из репертуара Мариинского театра. Из репертуара императорских театров «Бориса Годунова» вычеркивали Александр III и Николай II.

В 90-х годах Н.Римский-Корсаков осуществил новую редакцию и инструментовку «Бориса Годунова» в соответствии с исполнительской практикой русского оперного театра, что облегчило путь оперы на сцену. С этого момента начинается быстрый рост популярности оперы: «Бориса Годунова» ставят в оперных театрах Перми и Екатерининбурга. В 1898 году «Московская частная опера» С.И.Мамонтова осуществляет постановку с молодым Шаляпиным в роли Бориса и Сергеем Рахманиновым в качестве дирижера и уже в 1899 году во время своих гастролей показывает «Бориса Годунова» с Шаляпиным в Петербурге, Одессе, а в 1900 году — в Киеве! Не осуществила ли История свой пресловутый круг, практически через 100 лет приведя «гастролирующего» «Бориса Годунова» вновь в Киев?

Но вернемся к истории… 16 декабря 1888 года состоялась премьера «Бориса» на сцене Большого театра. Постановщиками были дирижер И.Альтани, режиссёр А.Барцал, художник К.Вальц, балетмейстер А.Богданов. Сцены в келье и под Кромами по петербургской традиции изъяли. Успех был грандиозный. Полемики, которая сопровождала «Бориса» в Петербурге, в общем-то, не наблюдалось. Но спектакль прошел всего 10 раз. Лишь в 1901 году, после 10-летнего перерыва, Большой театр возобновил постановку. Ставил спектакль вновь приглашенный на казенную сцену Фёдор Шаляпин. Дальнейшее триумфальное шествие оперы Мусоргского по русским и зарубежным сценам тесно связано с именем Шаляпина. Успех московских возобновлений способствовал осуществлению постановок оперы в Петербурге и провинции: в Тифлисе, Воронеже, Саратове, Харькове. 21 января 1905 года Большой театр возобновляет «Бориса Годунова» под управлением Сергея Рахманинова.

Первая постановка оперы за границей состоялась 19 мая 1908 года в Париже на сцене Гранд-Опера в исполнении русских артистов во время ставших знаменитыми «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Одним из идейных вдохновителей и активных участников гастролей был художник Александр Бенуа, дирижировал оперу Ф. Блуменфельд, декорации Алексея Головина, костюмы Билибина, Бориса играл Фёдор Шаляпин. Первое представление «Годунова» в Лондоне состоялось в 1913 году, также во время «Русских сезонов», при участии Шаляпина.

После революции «Борис Годунов» был дважды поставлен в Большом театре. В 1927 году музыковед Павел Ламма на основе изучения рукописей создал ещё одну редакцию оперы Мусоргского, поставленную в Мариинском театре. В 1940 году под руководством Самуила Самосуда начались репетиции оперы в новой оркестровой редакции Дмитрия Шостаковича, а партию Бориса готовили Рейзен и Пирогов (последний запечатлен «Мосфильмом» в фильме-опере «Борис Годунов»). Однако премьера, назначенная на апрель 1941 года, была отложена, работы по ней начались лишь в 1943 году. Тем не менее после войны Большой вернулся к постановке 1927 года Лосского-Федоровского, в музыкальной редакции Римского-Корсакова. Именно в этой версии Леонид Баратов выпустил знаменитый спектакль «Борис Годунов» 1948 года. Впервые за всю историю произведения Мусоргского в спектакль была включена «Сцена под Кромами», что позволило совершенно по-новому оценить гениальное творение композитора. Этот спектакль открыл новых вдохновенных интерпретаторов ведущих ролей оперы. Партию Бориса исполняли М.Рейзен и А.Пирогов,
М.Максакова пела Марину Мнишек, Н.Ханаев — Шуйского. Из этого соцветия имён особо следует выделить Ивана Козловского, создавшего образ Юродивого. За эту работу певец был удостоен Государственной премии СССР. В 1949 году постановка получила Сталинскую премию.

По эффектности массовых сцен эта постановка превзошла даже всемирно известные постановки опер Верди «из жизни царей»: «Аиду», «Отелло», «Набукко» «Дон Карлоса» и др. Став с тех пор не просто самой знаменитой оперной постановкой Большого, но и его «визитной карточкой», «Борис Годунов» напоминает музейную реликвию. Роскошные боярские шубы, костюмы, шитые золотом и драгоценными камнями (один костюм Бориса из парчи весит 15 килограммов!) кремлевские соборы, чуть ли не в натуральную величину. Сад Марины Мнишек с луной и настоящим фонтаном созданы художником Федором Федоровским с абсолютной исторической точностью.

«Борис Годунов», поставленный в 1948 году, с тех пор идет в Большом без изменений. Именно поэтому иностранцы предпочитают ходить на эту оперу в Москве и всегда включают ее в гастрольный репертуар. Со времён триумфального появления на сцене Парижской Гранд-Опера (в рамках «Русских сезонов в Париже» Сергея Дягилева) Борис Годунов в облике Фёдора Шаляпина стал безоговорочно восприниматься и мировой, и русской публикой главным персонажем русской оперы и главным её властителем. Иностранцы не зря называют «Бориса Годунова» библией русской музыки. Более 130 лет прошло со времени появления «Бориса Годунова» и 226 лет — с момента создания Большого театра, но они и сегодня неотделимы друг от друга — эти два величайших явления в истории мировой музыкальной культуры.