Театр на Липках (Киевский Государственный Театр юного зрителя на Липской) открывает очередной сезон постановкой «Фигаро» по пьесе Бомарше «Безумный день или свадьба Фигаро» (режиссер-постановщик, художественный руководитель театра Виктор Гирич).
«Эта пьеса - самое главное произведение Бомарше», - считает современник автора Ф.Грандель.
Первая постановка комедии состоялась на сцене театра «Комеди Франсез» 27 апреля 1784 года. Спектакль прошел 68 раз подряд с безумным успехом (в те времена он определялся количеством сбора с представления - люди охотно отдавали свои заветные за удовольствие лицезреть актеров).
Этот день - одна из выдающихся дат в истории мирового театра.
Предыдущий сезон Театр на Липках также завершил этой работой Виктора Гирича. Было дано три спектакля подряд (теперь пять)...
Это были «безумные вечера»...
Вот некоторые впечатления о тех минутах из неопубликованной статьи безымянного автора (по вине издателя - рукописи не горят, но теряются!).
На титульный лист программки спектакля вынесено три фамилии (в порядке очередности): Бомарше, Гирич и Михаил Френкель - он сценограф постановки.
Его решения заслуживают самой достойной оценки.
Пространство сцены разделено на планы, как на полотне художника. Система - дубль подвесных подвижных платформ создают пространство (объем) сада вокруг замка графа Альмавивы близ Севильи. Они очень точно характеризуют все хитросплетения его планировки - мостиков, аллей, дорожек, беседок (все это в пышной зелени и цветах) - и кроме этого позволяют актерам двигаться по сцене незаметно и появляться на ней неожиданно, что не только отвечает духу постановки - суматоха, неразбериха, путаница - но и законам жанра оперы, элементы которого Виктор Гирич точно и уверенно вводит в спектакль.
Характерные музыкальные темы из оперы «Фигаро» Дж. Россини (1816) у всех на слуху - они включаются, когда коллизии драматические приводят героев в состояние аффекта - «воздуха! воздуха!» - воздуха не хватает и... включается фонограмма - чего стоит только мотив Фигаро - мол, я везде поспею!
Заслуга М.Френкеля в том, что мизансцена, пластический образ героя не трещит по швам, а выливается на сцену в действии органично и плавно, несмотря на всю суету, словно оперная ария - legato, scerso, - зачем нам отвлекаться, глядя на спину актера, что «отрабатывает» за кулису? - тут драма дает фору по качеству мизансцены нашей Национальной опере.
Фигаро в постановке Виктора Гирича не традиционный «пройдоха-слуга», водящий за нос своего хозяина, не оперный самодовольный плут и прохвост.
Это мужественный человек, аристократ духа - в исполнении артиста Владимира Пшеничного, - но в силу своего несчастливого происхождения (незаконнорожденный сын неизвестных родителей) он слуга, слуга волею судьбы, а граф Альмавива - его господин, -покушается на его невесту. Может быть это заставляет его так остро переживать нанесенные обиды?
Кажется, что «Фигаро на коне» - в конце концов своевольный граф оказывается на коленях перед своим слугой.
В прологе и в эпилоге спектакля Фигаро дирижирует хором всех остальных персонажей - несомненно он держит руку на пульсе интриги: «жертва» его - граф, а «добыча» - соблазнительная Сюзанна в исполнении артистки Елены Яблочной.
Но и сам он чуть было не становится «жертвой» - «добычей» продажного суда, своего происхождения и женщин, и он сам, подобно графу, повержен женским искусством интриги и любовной игры.
Графиня и ее камеристка Сюзанна достойны в этом друг друга и пера драматурга.
Но на этот раз для Фигаро все заканчивается счастливо -«свадьбой-свадебкой», - и он цепко держит за запястье «интригу» пьесы - свою возлюбленную Сюзанну.
«Этот шедевр французского театра есть вместе с тем и политическим актом, где все решает один только разум. Таким несомненно мог быть девиз Бомарше. Ему пришлось приложить больше разума для того, чтобы совершить постановку «Фигаро», чем для ее написания, поскольку Фигаро и его автор Бомарше - это одна особа».
Вот так!
А чем является постановка творческого коллектива Театра на Липках - политическим актом или произведением разума, - станет ясно когда она пойдет на сцене в 69-й раз.
Нет сомнения, все 69 пройдут с успехом - театр в период всеобщей инфляции дарит зрителям мажорное настроение, далек от коммерческого расчета.