Это как бы предыстория становления одного из самых популярных злодеев во вселенной комиксов - Джокера, заклятого врага Бэтмена из тех же комиксов.
В последний день лета, 31 августа, на Венецианском международном кинофестивале состоялась мировая премьера "Джокера" - это событие сразу же взлетело в топы главных новостей и оперативных лент. Интерес к этой картине громадный. По ряду причин.
В принципе, в киножурналистике издавна существует эдакий условный жанр "текст-предвкушение", никак не анонс, а именно предвкушение некоего важного глобального принципиального кинособытия, которое притягивает к себе внимание миллионов. Предвкушения могут быть связаны с разными составляющими, если вокруг того или иного кинобренда уже выстроена своя киномифология.
В случае с "Джокером" эти мифы не остывают.
В комиксах и разных фильмах фигура Джокера была полутаинственной. Он выступал оппонентом Бэтмена и считался воплощением вселенского зла и коварства. Но вот о его прошлом, о родословной, как правило, ни слова - все покрыто тайной. Режиссер Тодд Филлипс (автор комедии "Мальчишник в Вегасе") и решил приоткрыть эту карту. Кто он такой, этот мифический злодей?
В этом смысле вспоминается строчка из очень ранней песни Аллы Пугачевой: "Робот, ты же был человеком!" Можно и перефразировать: "Джокер, ты же был человеком!"
Итак, режиссер возвращает и зрителя, и Джокера в начало 80-х, в знаменитый "Готэм". Джокер тогда проходит под другим именем - Артур Флек. Он приезжает к бедной маме и сразу же окунается в семейные тайны прошлого: якобы его семейка была тесно связана с одним из могущественных кланов Готэма. Сам герой одержим профессиональной мечтой - он хочет стать успешным стендап-комиком. Не космонавтом, не банкиром, даже не президентом, а именно стендап-комиком. И то правда. Иногда от комика до президента всего лишь полтора шага.
По мнению мировых СМИ, новый "Джокер" предлагает весьма интересную схему. Если в каких-то случаях драму можно адаптировать в комикс, то здесь наоборот. Мир комикса превращен в социально-психологическую драму - о страданиях маленького человека, о социальном неравенстве, о власти тьмы и денег, которые не оставляют маленькому человеку никакого выбора - только борьба.
Как известно, дополнительные ингредиенты мифологии "Джокера" - это фильм Кристофера Нолана "Темный рыцарь", где Джокера блистательно играл безвременно ушедший Хит Леджер. Этот случай - весомый аргумент для зрителя прийти в кинозал и сравнить двух джокеров: демонического в исполнении Хита Леджера и социально-психологического Хоакина Феникса, которому кинокритики после премьеры в Венеции уже безоговорочно пророчат "Оскара" за лучшую мужскую роль. Якобы игра Хоакина Феникса настолько виртуозна и магнетична, что этот актер практически держит весь фильм, вступая порою в роли заплаты, когда надо прикрыть режиссерские погрешности или проблемы монтажа.
Так что предвкушения, связанные с "Джокером", не в последнюю очередь прикованы к фигуре актера, который многим запомнился в "Гладиаторе" и ряде других крупных проектов.
Мораль предстоящего "Джокера" довольно очевидна и даже простовата: и виртуальную вселенную, и нашу Вселенную (как бы этот мир) мало-помалу пытаются захватить безумные клоуны. Именно клоунская маска с трагической гримасой с некоторых пор для некоторых и становится символом вселенского зла. Потому столь популярен фильм по Стивену Кингу "Оно". И потому очень многие, в том числе и я, ждут, когда же британские чернорабочие массовой культуры додумаются сделать сериал о становлении и похождениях профессора Мориарти (еще дошерлокового периода). Если помните, британский актер Эндрю Скотт тоже играл профессора Мориарти, как злодея-клоуна и преступника-пересмешника - причем без всякой маски. Маской было его подвижное лицо.
Судя по всему, и в той, и в этой Вселенной уже никогда не будет скучно, если зловещие клоуны мало-помалу пытаются захватить всю власть.
Ниже предлагаю несколько цитат из мировых СМИ - это первые отзывы на премьеру "Джокера" в Венеции.
"Он похудел настолько, что видно, как выпирают его ребра и лопатки. Худоба так сильно подчеркивает его выразительную сущность: черные брови и желтоватые щеки, погрязшие во мраке…" (Variety).
"Режиссера Тодда Филлипса и его соавтора Скотта Сильвера интересуют умственные, моральные, эмоциональные и физические особенности человека, ставшего Джокером. Это история для всех нас, чтобы мы не забывали о том, как становятся злодеями". (Empire)
"Если вы ждете от нового "Джокера" костюмированных персонажей, которые периодически шутят между действиями, то вам следует задуматься. Филлипс перенес красочный мир комиксов на грязные улицы конца 70-х. Поверьте, вы никогда не видели такого фильма, и я не уверен, что нам еще посчастливится когда-либо увидеть нечто подобное" (Сollider).