Каждому из нас известно необъяснимое и странное ощущение ауры определенного пространства, где чувствуешь себя уютно, хорошо, комфортно. Любой уголок нашего волшебного города имеет своих поклонников. И уверена — больше всего киевляне любят старинный Подол.
Сплав времен, истории, архитектур, стилей... Тысячелетний Подол явственнее, зримее, нежели другие районы Киева, символизирует мост из далекого прошлого через настоящее в будущее. Только Подол в основном сохранил архитектурное «лицо» начала прошлого века. На Подоле, или же, как его называли в отличие от Верхнего — в Нижнем городе сохранились старинные названия улиц и урочищ времен Киевской Руси: Щекавицкая, Хоревая, Дегтярная, Кожемяцкая. История Подола — это тысячи страниц сведений о каждом уголке, улочке, каждом памятнике, доме.
Культура — неотъемлемая часть истории, более того — самая важная ее составляющая. Предлагаю посмотреть на Подол именно с точки зрения культуры, искусства. В частности, театрального. Пожалуй, не случайно на его художественной карте столько театральных объектов. Духовная атмосфера Подола как нельзя лучше способствует творческой жизнедеятельности театров. Итак, приглашаю попутешествовать по театральным тропинкам Подола.
Сегодня киевляне и гости столицы ездят на центральный Подол как на встречу со старинным городом. И начинается путешествие с улицы Петра Сагайдачного. Когда-то эта улица представляла одно целое с Владимирским спуском и улицей Грушевского и носила название Александровской. Это была дорога с Подола на Печерск. В июле 1811 года почти весь Подол был уничтожен страшным пожаром, не утихавшим два дня. Сгорело 1240 усадьб, три монастыря, около двадцати церквей, погибли многие люди. После пожара эту часть города полностью перепланировали. Главной стала Александровская улица. Она застраивалась в основном в 30-х годах прошлого века. И именно на этой улице, в уютном дворе дома № 29/3 мы оказываемся перед миниатюрными вратами сказочного домика. Словно путеводитель — эмблема — огромные блестящие глаза и большое любящее сердечко сказочного Пьеро. Дальше — маленькое театральное фойе с детскими стульчиками и кукольными жителями-персонажами, позволяющими хорошенько себя рассмотреть. Это — Театр марионеток. Его уникальность прежде всего в том, что он — единственный в Украине. Театр существует с 1989 года, был создан богатой фантазией и талантливыми руками режиссера, художника, актера Михаила Яремчука и его единомышленников. За эти годы Театр марионеток приобрел популярность не только в Украине, но и во многих странах мира, он — участник двадцати международных театральных фестивалей, откуда всегда возвращается с наградами. Творческий поиск коллектива сосредоточен на создании оригинальных представлений для детей по произведениям мировой литературы и украинского фольклора. На репертуарной афише можно увидеть такие детские спектакли, как «Котилася торба», «Хто розбудить сонце?», «Червона Шапочка», «Потішки». Существует еще одно интересное творческое направление — спектакли для взрослых. Обращаясь к серьезной литературе, Михаил Яремчук, а он является режиссером всех спектаклей, стремится доказать, что в кукле таятся огромные возможности эмоционального влияния, кукла может «сыграть» все. И зрители, собирающиеся в уютном камерном зале театра, в этом убеждаются. Чеховский сюжет «Вишневого сада», разыгранный марионетками, не менее пронзителен и трагичен исполненного настоящими артистами. Этот спектакль был достойно оценен, он обладатель награды Высшей театральной премии «Київська Пектораль». Не менее находчивым получился и второй спектакль для взрослых — «Дом, который построил Свифт». Быть может, для кого-то факт существования в Киеве подобного театра будет открытием, но все, кто побывал там один раз, навсегда становятся его поклонниками. Зрительный зал с миниатюрной сценой, благодаря таланту маленькой труппы, может «раздвигаться» до всемирных масштабов.
Путешествуем дальше... Прямо? Нет, вверх. На одну из самых фантастических улиц нашего города — загадочную, легендарную, романтическую. Наверное, догадались? Да, Андреевский спуск.
Андреевский спуск издревле был кратчайшим путем, соединявшим княжеский Верхний город с ремесленно-торговым Подолом. Современное название спуск получил в 1740-х годах, а нынешняя его застройка складывалась уже в конце ХІХ — в начале ХХ века. Сегодня Андреевский спуск сохранился в неповторимой своей живописности. Со многими зданиями на этой старинной улице связаны важные страницы истории и культуры города. Улица обновлена и стилизована в духе ХІХ века.
Неспешно спускаемся по Андреевскому, который уже приобрел заслуженную славу киевского Монмартра, минуем многочисленные художественные галереи, величественный «Замок Ричарда Львиное Сердце», известный далеко за пределами Киева и Украины, Дом под номером 13 с барельефом Михаила Булгакова и, наконец, снова то, что нас интересует в этом путешествии, — Андреевский спуск, 8. Кафе-театр «Колесо». В майский День Киева в 1988 году был открыт кафе-театр «Колесо». Его основатель, директор и художественный руководитель, заслуженная артистка Украины Ирина Клищевская взяла за образец французские кафе-театры, и зерна позаимствованной идеи посадила в нашу украинскую почву. Небольшое здание театра используется рационально и со вкусом. На первом этаже — зал кафе, на втором — камерный зрительный зал на 70 мест. Репертуар театра привлекает зрителей своеобразием, неповторимостью и оригинальностью. Почувствуйте это хотя бы по названиям спектаклей: «Дама-привидение», «Генералы в юбках», «Азалия», «Шантрапа», «Мнимый больной», «Скандал с публикой», «Страсти дома господина Г.-П.», «Кавказская рулетка». На каждом из них царит неповторимая театральная атмосфера. Отсутствует условный барьер между зрителями и актерами, ведь расстояние от сцены до первого ряда — немногим более одного метра, природа актерской игры такова, что можно совсем рядом ощутить дыхание актера, — все это делает спектакли органическими и искренними. Коллектив театра много путешествует, его спектакли представлены на многочисленных международных театральных фестивалях. Самыми лучшими свидетельствами любви киевлян к театру «Колесо» является тот факт, что на протяжении 15 лет на представлениях театра — постоянные аншлаги.
Вот уже можно бросить прощальный взгляд на Андреевский спуск, красиво уходящий ввысь. По его чистенькой мостовой сосредоточенно расхаживают голуби... Мне почему-то показалось — они ощущают, где находятся...
Оставляем микромир Андреевского спуска. Он отпускает нас в гомон и суету Контрактовой площади. Ее пространство пересекают прямые трамвайных линий, мчат автомобили. Величественное сооружение Киево-Могилянской академии важно взирает на своего визави — Гостиный двор.
Много названий было у Красной площади, одной из старейших в нашем городе, чья «биография» уходит во времена Киевской Руси. Не все они сохранились, но мы знаем следующие: Магистратская, Ратушная. Александровская, Контрактовая... Комплекс окружающих ее зданий даже в реконструированном виде дышит седой древностью — Контрактовый дом, Гостиный двор, фонтан «Самсон», Братство. Ежегодные контрактовые ярмарки, проходившие сначала во Львове, потом в Дубно, с 1797 года были перенесены в Киев, что стало довольно значительным для экономической жизни города событием. Ведь на контракты, то есть для заключения соглашений на куплю или продажу сельскохозяйственной продукции, ремесленных и промышленных изделий, съезжались купцы из многих европейских стран.
Именно здесь, на Контрактовой площади, — последний пункт нашего театрального путешествия, его интересная и изысканная точка — два театра. Один из интереснейших киевских театров — Театр на Подоле, его зрительный зал размещен в Гостином дворе. Собственно, тут театр, можно сказать, в гостях. Его здание на Андреевском спуске, 20 — богато украшенный дом ХІХ века купца Ивана Шатрова — почти отреставрировано. По проекту тут решено соорудить современный театральный комплекс. Но ведь процесс не настолько быстр, да и зрители уже привыкли к залу в Гостином дворе, поэтому охотно посещают спектакли театра — «Ночь чудес», «Фараоны», «Дядя Ваня», «В степях Украины», «Тайна бытия», «Как выйти замуж?», «Опера Мафиозо», «...Любви старинные туманы...». Театр на Подоле — неизменный участник многих престижных международных театральных фестивалей. Коллектив побывал в Америке, Мексике, Великобритании, Финляндии, Греции и Египте, Эдинбурге и Германии. Художественный руководитель и директор Театра на Подоле, заслуженный артист Украины Виталий Малахов, человек, создавший театр, принадлежит к самым заметным фигурам современного украинского театра. Вот только одна цитата из многочисленной прессы о Театре на Подоле: «Театр — это особое ощущение красоты, правды, воспроизведение ее как жизненной реальности, величайшей ценности в человеке. Поэтический театр Виталия Малахова — словно вызов вульгарности. Его корни — в гуманистическом, зрелищном театре Ренессанса. В малаховскую концепцию театра не вкладывается проповедь, для него органична исповедь, смысл его театра — пробуждение и проявление игровой сущности жизни, его импровизационной природы. Это особый талант — превращать повседневную жизнь в праздник».
В 30-е годы ХХ века на Контрактовой площади был возведен Дом профсоюзов работников пищевой промышленности. Современникам этот дом более известен как Центр искусств «Славутич». За время своего существования он был родным для многих организаций, с 1998 года тут разместился Киевский академический музыкальный театр для детей и юношества. Этот театр уникален не только в Украине, но и в общем контексте европейской театральной культуры. Его искусство направлено на самую широкую аудиторию — от маленького ребенка до школьников, юношества и взрослых зрителей. История музыкального театра начинается в 1982 году, его основателями стали Иван Дорошенко, возглавивший коллектив, известный дирижер, народный артист Украины Евгений Дущенко, выдающийся хормейстер, народный артист Украины Михаил Кречко. В 1985 году театр дебютировал тремя спектаклями — детской оперой «Зима и весна» Н.Лысенко, балетом «Мальчиш-Кибальчиш» М.Сильванского, оперой-сказкой «Волшебная музыка» М.Минкова. Состоялось официальное открытие первого в Украине, второго в бывшем Союзе и второго в мире Детского музыкального театра. Названия первых спектаклей театра определили творческие ориентиры нового коллектива на отечественную классику, произведения современных композиторов, написанные для детской аудитории разного возраста, а также на первопрочтения. На сей день в репертуаре театра более 50 спектаклей — опер, балетов, мюзиклов, музыкальных сказок, симфонических и вокально-симфонических произведений, ставших значительным вкладом в сокровищницу национального музыкально-театрального искусства, а сказочная опера «Западня для Ведьмы» (творческий состав постановщиков: либретто Г.Конькова, композитор И.Щербаков, дирижер М.Мороз, режиссер М.Мерзликин, хормейстер Г.Горбатенко, художник Л.Нагорная, пластика О.Левушкин) в 1999 году была удостоена Национальной премии Украины им.Т.Шевченко. Из года в год растет международный авторитет театра. Импресарио с готовностью сотрудничают с творческим коллективом, с успехом представляющим украинское музыкальное и хореографическое искусство во многих странах мира. В театре всегда радушно встречают маленьких, юных и взрослых зрителей. Эти встречи с прекрасным способны открыть замечательный мир музыки и магии театра.
Полагаю, что в некоторой мере я исполнила роль театрального гида — провела вас, друзья, по живописным тысячелетним холмам Подола и познакомила с театрами этого старинного киевского района. Уверена, многие жители Подола знают и любят свои театры. А для кое-кого, быть может, эти сведения станут открытием. Именно к ним обращаюсь в первую очередь — определяйте свои духовные ориентиры, присоединяйтесь к многочисленной армии приверженцев театрального искусства и патриотов родного города.