UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕСЕДА НА ВЕРШИНЕ МИРА

В строгом смысле слова пирамидальную крышу нового телецентра нельзя, конечно, назвать вершиной мира...

Автор: Андрей Плетнев

В строгом смысле слова пирамидальную крышу нового телецентра нельзя, конечно, назвать вершиной мира. Мне неизвестна точная высота здания, но я знаю наверняка, что Эверест значительно выше. С другой стороны, точка, откуда пучки электронов достигают 50 миллионов человек, пожалуй, важнее, а то и выше иных гор.

В особенности, когда на эту вершину - под самую стеклянную пирамиду - поднимаются титаны, люди, изменяющие лицо мира: Фалкон Стюарт - человек, во многом определивший лицо 80-х, и Сергей Лысенко, успешно изменяющий облик конца 90-х в одной отдельно взятой стране.

Сергей Лысенко:

- И вот, наконец, мы здесь. Где-то под нами - город, в котором живут миллионы. Как ты думаешь, чего они ждут…

Фалкон Стюарт :

- Ждут момента, когда в их жизни, наконец, что-то произойдет.

С.Л.: - …от индустрии развлечений, от шоу-бизнеса?

Ф.С.: - Развлечения, информации и некоего образа, с которым можно себя идентифицировать, - системы образов, строго говоря. Некой формы трансцендентного переживания, стимуляции для достижения каких-то более высоких форм существования. В прошлом эти функции брала на себя церковь, но сегодня - в постидеологическом обществе - идеологии и религии, к сожалению, продемонстрировали свою неэффективность. Так что сегодня можно сказать, мы входим в новую стадию приключения, именуемого жизнью.

С.Л.: - У тебя опасная профессия - в шоу-бизнесе такое количество соблазнов: секс, наркотики, деньги… Как ты обошел эти подводные камни?

Ф.С.: - Думаю, как и большинство людей - попробовал немного того, немного этого. Какие-то опыты были удачными, какие-то - отвратительными… Со временем понимаешь, что совершенных решений нет, и ничто извне не может тебе помочь - в конце концов… Конечно, в каждом поколении встречаются жертвы этих самых соблазнов - люди, склонные к формированию привычек, склонные к одержимости, готовые идти до конца - в каждом увлечении. Получается интересный парадокс - именно одержимость нужна, чтобы добиться чего-то в постоянно меняющемся мире индустрии развлечения. В то же время именно склонность к одержимости приводит к саморазрушению… Этот баланс найти очень сложно, но необходимо - другого пути просто нет.

С.Л.: - Возвращаясь к потребителям этой самой популярной культуры - как у них происходят поиски трансцендентного?

Ф.С.: - Можно говорить о феномене «подростковой трансцендентности» - это, собственно, есть корень динамики. Каждое поколение ищет - и, конечно, находит собственные образцы для самоидентификации, необходимые для того, чтобы начать собственное приключение - взрослости. Они находят музыку, которая им нравится, после чего они обнаруживают секс - занятие хотя и приятное (и важное), но во многом ограниченное. Существует ограниченный набор поз - и кроме того, этим нельзя заниматься все 24 часа в сутки. Осознав это, подростки обращаются к экспериментам с алкоголем и наркотиками. Но важны не сами эти эксперименты, важен результат - «прорыв на другую сторону». Конечно, это небезопасно, но во многом необходимо для достижения взрослости: формирования личности, отсечения пуповины, связывающей подростков с родителями.

С.Л.: - Возвращаясь к твоей профессиональной деятельности - как ты угадываешь, что нужно подросткам именно сейчас, в каждый момент времени?

Ф.С.: - Выйдя из подросткового возраста, очень важно сохранить некое чутье и, главное помнить: «you can't drive it, but can ride it», то есть, ты не за рулем, но - в той или иной степени управляешь ситуацией. Вообще работу в коммерческом искусстве можно уложить в простую формулу: найти что-то интересное, поверить в это - и помочь состояться. Это, в сущности, большая игра.

С.Л.: - А какую роль в этой игре исполняют деньги?

Ф.С.: - Важную. Деньги необходимы для записи, рекламы, организации концертов… Большинство музыкантов не зарабатывает ничего, некоторым хватает на жизнь, единицы же зарабатывают немыслимые деньги… Но обилие артистов влечет за собой острую конкуренцию, а значит, повышение качества продукта, а значит - развитие индустрии. Таким образом, если у тебя есть что предложить миру - машина донесет это до всего мира. Так что игра продолжается, и именно деньги делают возможным такой размах.

С.Л.: - Со стороны эта игра - шоу-бизнес - представляется жестоким, коварным и безжалостным миром. А как это выглядит изнутри?

Ф.С.: - Это, несомненно, безжалостный мир - в первичном дарвинистском смысле выживает сильнейший - в конечном счете, самый динамичный: ведь угадать чаяния одного поколения куда проще, чем делать это снова и снова. Конечно «Rolling Stones» по-прежнему собирает стадионы, но это скорей исключение, чем правило. Важно быть актуальным для каждого поколения - вот самая интересная задача!

С.Л.: - Ты не первый раз в Украине. Как ты думаешь, почему развитие шоу-индустрии у нас стопорится?

Ф.С.: - Как я уже говорил, это во многом зависит от экономических причин. Сегодня у украинских подростков недостаточно денег, чтобы ходить на концерты (часто) и покупать альбомы. Я уж не говорю о законодательных проблемах - не получая потиражных артист не может полноценно работать, вкладывать деньги в оборудование, запись и т. д. Думаю, со временем все образуется. И самое главное - нельзя забывать, что музыкальная индустрия хотя и коммерческое, но искусство. Я убежден, что такая талантливая и музыкальная страна, как Украина, наверняка произведет звезду общемирового уровня в недалеком будущем…

Записал Андрей ПЛЕТНЕВ с любезного разрешения программы «Терминал» студии «1+1».

Телеверсия интервью на канале «1+1» в понедельник, 23.00 в «Терминале»