UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕРУТ ЛИ «ПИРАТЫ» УКРАИНУ НА АБОРДАЖ

В последнее время вся украинская пресса запестрела сообщениями о разгуле в Украине пиратства. Как...

Автор: Владимир Крыжанивский

В последнее время вся украинская пресса запестрела сообщениями о разгуле в Украине пиратства. Как явствует из публикаций СМИ, практически вся продукция, которая имеется на аудиовидеорынке нашей страны, является в сущности контрафактной (это - по-ученому, а в просторечии ее называют пиратской). А это означает, что произведена она без какого-либо разрешения собственников авторских прав. Более того, авторы не получат от этих продаж даже ломаного гроша.

Особенно популярны утверждения, что такой нелицензионной продукцией Украина заполонила рынки России и Польши. И даже больше: США и европейские страны находятся в состоянии полной прострации: практически из ничего Украина превратилась в одного из основных пиратов в мире.

Давайте попытаемся без лишних эмоций с помощью цифр разобраться в этом вопросе. В целом мире на сегодняшний день общая мощность всех производств, выпускающих музыкальные компакт-диски, составляет около 8 млрд. штук в год. Украинские производители, как нам известно, могут выпустить на своих машинах ежемесячно приблизительно 3 млн. штук. За год это составит кругом-бегом 36 млн. компакт-дисков.

Таким образом, доля Украины в мировом компактпеределе составляет около 0,45%. Анекдотичным выглядит желание назвать страну, которая вносит столь ничтожный вклад, чуть ли не основным пиратом на Земле. Страну, которая производит в среднем всего один из каждых 222 компакт-дисков, производимых в мире. И это говорится о той стране, которая в большинстве своем, по сути, делает далекий от конечного вида продукт: не помещенный в коробочку, незацеллофанированный. Представляется такой товар иностранному заказчику на шпинделе, каждый вместе с 300-400 своими собратьями и цена которому аж от 40 до 45 центов за штуку.

Если исходить из оценок экспертов, свидетельствующих, что доля контрафактной продукции в общем объеме мирового выпуска составляет до 30%, то и в этом случае часть Украины повышается до 1,5% в общем объеме. И это опять-таки, если мы априори будем полагать, что всю украинскую составляющую следует считать контрафактной.

В том, что это не так, можно убедиться, побывав на украинских производствах указанных товаров. Уже сейчас в нашей стране выпускаются сотни и сотни наименований компакт-дисков, лицензированных по всем правилам цивилизованного мира, и тенденция выдерживается производителями в сторону непрерывного их увеличения. Хотя, конечно, тот, кто не хочет этого видеть, этого и не увидит.

Слушая чиновников, читая газетные статьи некоторых журналистов, создается впечатление, что они абсолютно не понимают сущности вопроса. При объеме продаж компакт-дисков в Украине не более чем миллион штук стоимость всей продажной массы не более чем в 25 млн. гривен, говорить о крутящихся в этой сфере барышах в сотни миллионов долларов кажется не просто нелепостью, а головотяпством со взломом.

В последнее время намечаются подвижки в отношениях между нашими основными производителями и представительством IFPI в СНГ ( IFPI - международная организация, объединяющая основных участников мирового передела в сфере аудиобизнеса). Если их сотрудничество продвинется достаточно далеко, это может привести к существенным изменениям в этой отрасли. Хотя, конечно, процесс этот очень не простой, требующий огромных усилий со стороны наших производителей. Явно существует понимание наших проблем в московском офисе IFPI, и это дает надежды на успех в решении всех вопросов.

Хотелось бы остановиться на философии этого сектора рынка в Украине. Мы уже убедились, какая истерия поднята нашими СМИ вокруг этого вопроса, хотя, исходя из наших подсчетов, роль Украины как одного из главных пиратов нам старательно навязывается. В пятидесятые годы, когда разворачивалось движение в помощь органам правопорядка, отряды тогда назвали не «антибандитскими» или «антихулиганскими», а народной дружиной.

У нас же вместо того, чтобы всеми средствами способствовать легализации этого сегмента рынка, повсеместно говорится о создании «антипиратских союзов», «антипиратских комитетов». Вместо шагов, которые создавали бы благоприятный законодательный и психологический климат, развернулась компания, которая, наконец, приведет к уничтожению этого направления.

Чего только стоит фраза в статье госпожи Романец в журнале «ПИК», выделенная как девиз: «И как будет бороться с пиратами Антипиратский комитет, если сегодня милиционер, проходящий мимо раскладки с компакт-дисками, не имеет полномочий, чтобы конфисковать пиратскую продукцию?».

Юридическое невежество наряду с правовым нигилизмом не доведет нас до добра. Конфискация, не подтвержденная судебными решениями, возвращает нас в то время, когда нас призывали руководствоваться велением революционной совести.

А чего стоят указы и постановления прошлого года относительно регулирования вопросов распространения аудио- и видеопродукции? Вместо того, чтобы сосредоточить всю государственную функцию контроля в одних руках, на пути у распространителей поставлено три преграды из чиновников:

ГААСП, Министерство внешнеэкономических связей и торговли, Министерство культуры и искусств.

Это, во-первых, чрезвычайно затягивает процесс во времени. Мы ведь прекрасно понимаем, что какой-нибудь «Мальчик хочет в Тамбов» сегодня - шлягер, а уже завтра этот мальчик никому не интересен. Во-вторых, это толкает нас в объятия пиратов, ибо они, не выполняя разрешительной процедуры, опережают тех, кто работает легально. А в-третьих, это позволяет пирату выбросить продукцию куда дешевле той, которая оборачивается в три слоя аттестатов: импортного, на оптовую торговлю и отдельно на торговлю розничную.

Законодательство в этой сфере должно быть прозрачным, максимально упрощенным и вместе с тем настолько плотным, чтобы в нем не создавались лазейки, сквозь которые спокойно пролезет мурло пирата. Именно этому должно уделяться основное внимание законодательства и общественности. Но вовсе не для того, чтобы заточить карающий меч, который куда больше досаждает бизнесу легальному и зачастую приводит к противоположным результатам.

Именно с предложениями улучшения законодательной и нормативной базы выступает недавно созданный Украинский союз пользователей объектами авторского права и смежных прав. В частности мы считаем полнейшей несуразностью то, что ГААСП прямо-таки воткнули в систему Комитета по науке. Агентство по своей сущности несет чисто правовую нагрузку, а не организационную. Оно в отличие от комитета не требует государственных ассигнований, а существует за счет отчислений субъектов этой отрасли. Ну и в-третьих, во всех странах эта структура находится под защитой государства, но вовсе не в качестве государственного органа. И вот вместо того, чтобы дать возможность за два-три года вывести такой орган из системы исполнительной власти, все делается в противоположном направлении. Стоит ли ломать ствол саженца, пытаясь ориентировать дерево к солнцу?

В свете вышесказанного, наиболее насущным и неотложным, на взгляд членов союза, является следующий ряд мероприятий:

1. Содействие присоединению Украины ко всем международным конвенциям, посвященным проблемам защиты прав как самих авторов, так и тех, кто пользуется объектами авторского права на законной основе;

2. Широкое сотрудничество с мировым сотовариществом в сфере контроля распространения аудио- и видеопродукции. При всем уважении к профессионализму и незааганжированности сотрудников московского офиса IFPI, более оптимальным нам кажется создание украинского офиса этой организации;

3. Привлечение к сотрудничеству в разработке нормативно законодательных начал общественных союзов и объединений, которые имеют большой опыт разработок в этой области. Только понимая, что производитель и распространитель также всесторонне заинтересованы в легализации этого сегмента рынка, мы придем к существенным изменениям на этом пути. Как сказал Эйнштейн: «Бог хитер, но не злонамерен».

4. Нужно в самые короткие сроки внести необходимые, но разумные изменения в уже существующее законодательство, ибо состояние субъектов рынка становится просто невыносимым. И дальнейшее ожидание будет действительно смерти подобным. А как может быть иначе, если в готовящихся чиновниками изменениях предлагается, чтобы розничный торговец на каждую партию, например, аудиокассет в 10-50 штук стоимостью от 30 до 150 гр. получал аттестат за 51 гривню. Это уже не бизнес, а раздеваловка!

5. Провести необходимый комплекс мероприятий, который позволит объединить усилия правоохранительных органов и различных объединений субъектов, действующих в этой отрасли, с целью выхода из теневой сферы. Этому будет способствовать создание соответствующего национального совета, в который должны войти не только госчиновники, но и представители тех, кто создает, продуцирует и распространяет аудио- и видеопродукцию.

Резюмируя, мы утверждаем, что хорошо скоординированные и взвешенные шаги государства, которые не должны напоминать поведение слона в посудной лавке, будут положительно встречены всеми участниками рынка. На воображаемом знамени союза мы провозгласили лозунг: «Вперед, к легальному бизнесу!» Именно в сотрудничестве, открытом партнерстве мы видим путь к решению всех проблем.