UA / RU
Поддержать ZN.ua

Берлинале прислушивается к «глухим» из Украины

В эти дни продолжает работу один из крупнейших международных кинофорумов — Берлинале. Старейшему фесту — 60 лет...

Автор: Ольга Клингенберг

В эти дни продолжает работу один из крупнейших международных кинофорумов — Берлинале. Старейшему фесту — 60 лет. Гости медленно съезжаются, много сюрпризов и интересных персон обещают «на закуску», ближе к занавесу — 21 февраля.

Среди цементирующих фильмов феста — новая работа Мартина Скорсезе «Остров проклятых». Интерес вызывает и демонстрация на Бранденбургских воротах восстановленной копии «Метрополиса» Фрица Ланга. Что в ней нового? Помимо технической реставрации несколько новых частей из обнаруженной в Аргентине версии фильма. Шедевры, доказывают немцы, действительно не стареют.

Как и ветераны кино, которым в этом году в конкурсе «стелят подиум». Китаец Чжан Имоу везет новый фильм с шальным названием «Женщина, пушка и лапша».

Сподвижник фон Триера, один из идеологов «Догмы-95» Томас Виттенберг вновь на плаву благодаря «Подводной лодке». Британский кинореалист и скандалист Каннского фестиваля 2004 года (имеются в виду его «9 песен») Майкл Уинтерботтом выносит на суд «Убийцу внутри меня» — картину, оскандалившуюся до премьеры (якобы жестокими методами работы режиссера с актерами).

Но главный ньюсмейкер Берлина-2010 — Роман Поланский. Пока «злостный насильник» и прославленный режиссер находится под домашним арестом, его последний фильм «Писатель-призрак» (о тонких взаимоотношениях президента США Буша и премьер-министра Великобритании Блэра) участвует в борьбе за «золотого медведя». Мировая премьера с Пирсом Броснаном и Эваном Мак-Грегором «растапливает сердца» международных критиков.

Ни для кого не секрет, что Берлинале давно подмял под себя бренд «социальщины», и редкий фильм представляет собой чистое искусство, лишенное эксплуатации или копания в язвах общества и политических авантюрах.

Это тот фестиваль, где качество исполнения может запросто уступать место животрепещущей теме. И вопрос «о чем»? (и это «о чем» должно быть конкретным и актуальным) стоит всегда острее вопроса «как»?

Мирослав Слабошпицкий
Чем взять отборщиков Берлина, хорошо знает украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий. Второй год подряд фестиваль отбирает в короткометражный конкурс его фильмы. В прошлом году это был довольно слабый, но подкупающий публику сюжетом о наркоманах-детоубийцах «Диагноз». В этом на Украину снова буду глядеть через объектив Слабошпицкого: фильм «Глухота» из проекта «Мудаки. Арабески».

Идеологи проекта представляют «Мудаков» таким вызовом поколения для поколения. Однако несколько презентованых на нашей последней «Молодости» фильмов этого цикла выглядят не самой убедительной заявкой на современный социальный кинорупор. И, честно говоря, сюжет «Глухоты» — истории воспитанников из интерната для глухонемых — не самый показательный в палитре отечественных социальных катаклизмов. Но благодатный для кино в целом. Вспомнить хотя бы «Страну глухих». Или довольно популярную у немцев мелодраму «По ту сторону тишины».

Слабошпицкий (в определенной степени) стал счастливчиком. Попасть под прицел берлинских отборщиков дорогого стоит. И здесь (как в армии) можно быть на плаву всего лишь за выслугу лет. А вот к чему сам режиссер стремится, отрабатывая берлинскую конъюнктуру, попробую узнать непосредственно здесь, в Берлине…

В этом году триумф у русских киношников. За последние пять лет они снова удостоились чести бороться за берлинский приз. В конкурсе драма в стиле Хичкока (по словам автора) Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» (ошибки в склонении нет — название расшифровывается в процессе просмотра). Вслед за Гребенщиковым Попогребский вторит «боже, помилуй полярников» и показывает драму на полярных чукотских широтах со всеми причитающимися русской душе загадками, подвигами и… любовью к животным. Россия и медведи — то, что у Попогребского будет отнюдь не символом, а документальной (ибо снимали в реальных условиях с реальными северными животными) художественностью.

Во вторую по значимости (после конкурса) программу «Панорама» отобраны две игровые ленты — «Весельчаки» Феликса Михайлова с заявкой на приз «Тедди» (премия за гомосексуальную тематику). А также опыт в художественном кино документалистки Анны Фенченко «Пропавший без вести».

Установка «Панорамы» — формировать тенденции экспериментального и игрового кино. Какими глазами на эксперимент в российской киноиндустрии смотрит Запад?

Несмотря на то что последние пару лет в адрес берлинских отборщиков русских фильмов звучат нарекания и недовольства, прошлогодняя премьера России-88 в этом же панорамном обзоре показала, что как минимум в самом русском кино с альтернативой (не говоря уже о гражданской позиции) все нормально.

Неплохо, как показывает нынешнее Берлинале-2010 обстоят дела и с популяризацией азиатского киноискусства в Европе. Так, открывать и закрывать фестиваль будут фильмы с Востока. Такое символическое противостояние Китая и Японии. Из последней выбрали фильм для закрытия — долгожителя (41 год карьеры) в кино Едзи Ямада с историей «О ее брате». А фильмом-открытием стала лента конкурсной программы из Китая «Вместе порознь» представителя молодого поколения авторского кинематографа Поднебесной Вань Чуананя, большого любителя фиксировать современные эволюционные процессы китайского социума. В 2007 году он выиграл главный приз с картиной «Свадьба Туи», в 2010-м первым выходит в конкурс. Ситуация парадоксальна тем, что «жюрит» своего режиссера теперь исполнительница роли Туи актриса Нэн Ю.

Здесь самое время добавить, что в состав юбилейного жюри вошла также и голливудская звезда Рене Зельвегер, и продюсер прошлогоднего перуанского лауреата Берлинале фильма «Молоко скорби» Хосе Мария Моралес, а возглавлять почетную судейскую команду будет легендарный немец Вернер Херцог — яркий пример одержимого человека в кино. Надеюсь, благодаря ему на Берлинале-2010 будет место не только оправданному пафосу, но и шансу поощрить истинное талантливое безумие под названием «авторское кино».