UA / RU
Поддержать ZN.ua

Берлинале: Украина в Кампусе

Сразу замечу, что в основных программах Берлинале фильмы от Украины не планируются. Отечественная кинопродукция в этом году будет представлена только на официальном украинском стенде в рамках Европейского кинорынка.

Автор: Ирина Зубавина

С 6 по 16 февраля в Берлине пройдет 64-й Международный кинофестиваль "Берлинале" - один из трех престижнейших киносмотров мира. Похоже, вопреки прихотливым сетованиям пресытившихся киноновинками фестивальных завсегдатаев, в этом году организаторам фестиваля удалось сформировать достойную программу из 23 фильмов, 20 из которых будут соперничать в борьбе за главные фестивальные призы - Золотого и Серебряных Медведей.

Сразу замечу, что в основных программах Берлинале фильмы от Украины не планируются. Отечественная кинопродукция в этом году будет представлена только на официальном украинском стенде в рамках Европейского кинорынка. Презентация этого стенда - буквально в первые фестивальные дни. Этому же событию приурочена и "премьера" диска, на котором собраны лучшие украинские короткометражные фильмы 2013 года. В первую очередь, это проекты, отмеченные на кинофестивале "Молодость". На официальном стенде нашей страны также представят новый каталог украинских киноработ 2014 года - как бы перспективы и горизонты. Участие Украины на Берлинале отчетливо прослеживается в Кампусе, студенческом городке киноталантов. От нашей страны в программах Кампуса принимают участие несколько молодых представителей. Среди них - Оксана Казьмина, автор короткометражной ленты "Структура кави" (как сценарист и как режиссер).

Теперь же о магистральной линии будущего кинофорума…

Традиционная ориентация Берлинале на прогрессивный геополитический кинематограф определила широкую географию конкурса: США, Япония, Норвегия, Великобритания, Франция, Уругвай, Алжир, Аргентина, Бельгия. В соревновании три китайские картины "Массаж вслепую" Йе Лу, "Ничья земля" Хао Нинга, "Черный уголь, тонкий лед" Йинан Дяо. "Азийский" сектор программы дополняет "Маленький дом" японского режиссера Едзи Ямада - реконструкция жизни покойной тети ее племянником с помощью содержимого памяти ноутбуков.

Германская квота в конкурсной программе выдержана с лихвой - четыре фильма производства Германии и еще пять лент, созданных с ее участием, в копродукции.

Раритетом конкурса обещает стать участие в нем живого классика французского кино, одного из зачинщиков "новой волны", Алена Рене. Режиссер на 92-м году жизни представит свою юбилейную, 30-ю по счету полнометражную ленту "Любить, пить и петь" (международное название "Жизнь Райли").

Большие ожидания представителей кинопрессы связаны с лентой "Детство мальчика" ("Отрочество") американского режиссера Ричарда Линклейтера. Этот фильм-наблюдение за взрослением и развитием ребенка в изменчивых координатах окружающего его мира вызывает особый интерес, так как предыдущая картина Линклейтера "Перед полуночью" была обласкана критикой и попала в престижные рейтинги 2013 г. В конкурс вошли также свежие ленты Ханса Петтера Моланда "В порядке исчезновения" (Норвегия) и перуанки Клаудии Льосы "На высоте" (победа на Берлинале-2009 с фильмом "Молоко скорби" обеспечила режиссеру международное участие Испании, Канады, Франции в ее новом проекте).

Особые надежды синефилы возлагают на фильм "Небеса" ("Стратос") представителя греческой "новой волны" Янниса Экономидеса. Но на фестивале с "правом первой ночи" прогнозы успеха конкурсных фильмов связаны, прежде всего, с популярностью имен их авторов, попаданием в тренд "модных" и/или "экзотических". В борьбу с мэтрами, имена которых уже стали легендой, предстоит вступить дебютантам - режиссеру из Австрии Судабеху Мортезану с этнической драмой "Макондо" и Бенджамину Найштату с поэтическим триллером "История страха" (созданным в копродукции Аргентиной, Уругваем, Германией и Францией).

Во внеконкурсном блоке место главной сенсации отведено полной режиссерской версии порнодрамы Ларса фон Триера "Нимфоманка", не усеченной стараниями цензуры. Триер впервые был гостем "Берлинале" в 1984 г. Через 30 лет он возвращается в Берлин с "радикальной и впечатляющей картиной". Именно так определил директор фестиваля Дитер Кесслик представленную Триером ленту, живописующую историю жизненного пути 50-летней женщины. В рамках внеконкурсных событий Берлинале состоится мировая премьера новой картины Джорджа Клуни "Охотники за сокровищами".

Судьбу главных призов конкурса - Золотого Медведя за лучший фильм и Серебряных Медведей (в номинациях: лучший режиссер, лучший актер, лучшая актриса, лучшая музыка и приз за выдающиеся достижения в области искусства) предстоит решить Международному жюри. В этом году команду арбитров возглавит американский сценарист и продюсер Джеймс Шамус. Среди судей: французский режиссер Мишель Гондри, иранский режиссер Митрэ Фарахани, американский продюсер Барбара Брокколи и четыре актера - актер из Гонконга Тони Люн, американские актеры Кристоф Вальц и Грета Гервиг, датская актриса Трине Дюрхольм. Они и определят маршруты перемещения призовых берлинских медведей по миру.

Впрочем, как сообщают источники Берлинале, судьба одного Золотого Медведя уже предрешена. Это почетный Золотой Медведь за вклад в кинематограф, обладателем которого на 64-м Международном Берлинском кинофестивале станет британский режиссер Кен Лоуч, классик социального кино.

Откроется фестиваль картиной Уэса Андерсона "Отель "Гранд Будапешт", съемки которого проходили в Берлине. Пока неизвестно, кто из звездного состава исполнителей пройдется по красной дорожке Берлинале Пелест вечером 6 февраля, но в титрах значатся светила первой величины: Ральф Файнс, Тильда Суинтон, Джуд Лоу, Эдвард Нортон, Матье Альмарик, Джефф Голдблюм и многие другие.

На церемонии закрытия 15 февраля покажут фильм, победивший в соревновании и получивший главную фестивальную награду - Золотого Медведя Берлинале.