UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕРЛИНАЛЕ-2000/50: ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ С ПУБЛИКОЙ

Традиционными были и немецкие конкурсанты (не считая уже упомянутого Вима Вендерса). Фолькер Шлен...

Автор: Александр Шпилюк

Традиционными были и немецкие конкурсанты (не считая уже упомянутого Вима Вендерса). Фолькер Шлендорф, автор одного из лучших немецких послевоенных фильмов «Жестяной барабан», в своей новой работе «Тишина после выстрела» («Легенды Риты») рассказывает реальную историю западногерманской террористки, скрывающейся в ГДР под вымышленным именем. Приспосабливаясь к новой жизни, она вроде бы находит, наконец, душевное спокойствие. Однако рушится Стена — и рушится с трудом найденное убежище: «Штази» выдает террористов властям. Болезненный для немцев период истории, модный лесбийский акцент принесли фильму (может быть, не совсем заслуженно) два приза — «Голубой ангел» за лучший европейский фильм и «Серебряный медведь» актрисам Бибиане Беглау и Наде Уль за лучшие женские роли.

Не менее маститый Рудольф Томе зарекомендовал себя как мастер легких и умных кинематографических историй. Его «Рай — семь дней с семью женщинами» следует этой традиции, повествуя о композиторе (Ханс Цишлер), который приглашает на празднование своего 60-летия главных женщин своей жизни — жен, любовниц и подруг. Проведенное вместе время позволяет совершить всем им путешествие в прошлое, а зрителю насладиться светлым фильмом о тяжести и легкости бытия. Этот гимн гедонизму получил «Серебряного медведя» за выдающиеся достижения всего актерского ансамбля.

И наконец, главная для Берлина часть конкурса: американская продукция составила четверть официальной программы, а учитывая ко-продукции — треть. Большинство этих фильмов уже куплены немецкими дистрибьюторскими фирмами, поэтому показ их на фестивале (а тем более получение приза) — немаловажная составляющая их рекламной кампании.

Любимец девочек-подростков всего мира Леонардо Ди Каприо вызвал в Берлине ожидавшийся фурор, подогретый местной бульварной газетой «Берлинер Цайтунг», пообещавшей тысячу марок той счастливице, которой удастся сфотографироваться целующейся со звездой. Дело даже дошло до скандала — на пресс-конференции после просмотра фильма «Пляж» Дени Бойла не было задано ни одного вопроса режиссеру или исполнительнице главной женской роли Тильде Свинтон — корреспонденты атаковали Лео. К сожалению, этот «Потерянный рай» для нового поколения, трактующий проблемы насилия и взаимоотношения с природой, не позволяет пока режиссеру подняться до уровня своих британских хитов «Неглубокая могила» и «На игле».

Еще одно разочарование — «Талантливый мистер Рипли» Антони Мингела, упакованный молодыми звездами первой величины Мэтом Дайманом, Гвинет Палтроу, Джудом Лоу и Кейт Бланшет. Экранизация одноименного романа Патриции Хайсмит уже была сделана 40 лет назад во Франции Рене Клеманом. Фильм назывался «На ярком солнце», в нем блистали молодые и неотразимые Ален Делон, Морис Роне и Мари Лафорэ. Чистая, резкая, быстрая детективная лента наверняка осталась в памяти тех, кто видел ее хоть раз. Высокомерные же американцы упоминали о ней лишь в плане перекупки прав на экранизацию, а режиссер, кажется, вообще не подозревает о ее наличии. Результат — довольно затянутая, тяжеловесная, «по-богатому» снятая в Италии история талантливого юноши, попытавшегося стать другим — и ставшего на путь убийства.

В который раз удивил своих поклонников Оливер Стоун. На сей раз он представил на суд зрителей трехчасовую драму об американском футболе «Каждое чертово воскресенье». Бешеный монтаж в стиле MTV (напоминающий его же «Прирожденных убийц»), сумасшедшее движение камеры, резкие крупные планы жестоких столкновений на игровом поле погружают зрителя в коллизии этого национального вида спорта №1. Участие Аль Пачино в роли тренера команды, пытающегося добиться победы в чемпионате, и Камерон Диас в роли безнравственной бизнесменши, думающей только о деньгах, плюс безусловное мастерство режиссера, тем не менее, вряд ли помогут фильму найти такой же отклик у европейского зрителя, как у американского.

Еще один ветеран американского кино канадец Норман Джуисон перенес на экран знаменитую историю Картера Рубина по прозвищу Ураган, описанную в книгах и даже воспетую в песнях Боба Дилана. Соединяя в фильме «Ураган» классические американские жанры спортивного фильма, тюремной хроники и судебной драмы, он рассказывает о тяжелой жизни этого неординарного человека, всю жизнь страдающего от расизма. Будучи удачливым боксером, Картер надеется выиграть звание чемпиона мира, но по фальшивому обвинению в убийстве трех человек в 1966 году оказывается в тюрьме. Его автобиография «Шестнадцатый раунд», написанная за решеткой, вдохновляет молодых адвокатов на борьбу, увенчавшуюся успехом и освобождением Картера. Блистательное исполнение заглавной роли Дензелом Вашингтоном принесло ему, кроме номинации на «Оскар», еще и «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль.

Свой день рождения Милош Форман отпраздновал в Берлине показом фильма «Человек с луны» — и был награжден хохотом во время просмотра и овацией по его окончанию. Внимание к неординарным личностям на сей раз привело Формана к жизнеописанию одного из самых смешных и странных, вплоть до ненормальности, американских комиков 70—80-х Энди Кауфмана, известного как «эльф нигилизма», «Дзен-горилла», «комик-дадаист» и «первый настоящий художник перформанса». Он умер в 35-летнем возрасте от редкой формы рака легких. Блистательным исполнителем роли Энди стал Джим Кэрри, конгениальный своему персонажу в том, что истинное лицо их обоих невозможно определить — в любой момент это маска, под которой находится следующая. Создатели фильма расстроены тем фактом, что «Золотой глобус» был присужден Джиму Кэрри за лучшую комедийную роль, а не за лучшую драматическую, а в номинации на «Оскар» он и вовсе отсутствует. «Он наказан за то, что слишком хорошо играет — так, что это невозможно заметить», — сокрушенно замечает Форман. Берлинское жюри увидело больше, чем члены американской киноакадемии, — великий чех получил «Серебряного медведя» за режиссуру.

А что же «Медведь золотой»? Он достался режиссеру Полу Томасу Андерсону за сюрреалистическую драму «Магнолия» (номинированную, заметим, на три «Оскара», в том числе за сценарий и за роль Тома Круза). В этой сотканной из эпизодов мозаике американской жизни, жанр которой режиссер определяет как «трехчасовой фильм» (наряду с мюзиклом, вестерном, мелодрамой и др.), создается портрет пустынного города, страдающего от отсутствия любви. В течение одного дня несколько персонажей, живущих в Южной Калифорнии, среди которых умирающий отец, молодая жена, санитар, блудный сын — знаменитость, влюбленный полицейский, мальчик-гений, бывший мальчик-гений, ведущий теле-шоу и никчемная дочь, становятся частью одной истории, состоящей из множества сюжетов. Родители и дети, злоба и прощение, телевидение и реальная жизнь, обретение и потери, случайности и рок, солнце и буря соединяются в этот день, приводя к необыкновенному финалу, сюрреально-аномальному явлению, которое принесет разрешение многих проблем, мучивших героев. Упомянутый финал и стал, наверное, тем потрясением для публики и для жюри, которого так не хватало во многих остальных фильмах конкурса.

А главная надежда в день закрытия фестиваля и вручения призов заключалась в том, что в следующем году в уже привычном комплексе Потсдамер Плац, где не будет подъемных кранов и стройплощадок, новой дирекции удастся собрать фильмы, достойные настоящей премьеры Берлинале нового тысячелетия.