UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕРЛИНАЛЕ-2000/50: ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ С ПУБЛИКОЙ

Вот и произошло событие, которого кинопрофессионалы всего мира, около 3000 аккредитованных журналистов, и берлинская публика ждали многие годы...

Автор: Александр Шпилюк

Вот и произошло событие, которого кинопрофессионалы всего мира, около 3000 аккредитованных журналистов, и берлинская публика ждали многие годы. Один из трех крупнейших киносмотров мира в ознаменование своего полувекового юбилея перебрался из центра Берлина западного в «Новый центр» Берлина объединенного. Появившись в 1951 году как часть американской культурно-политической инициативы, он пережил годы «холодной войны», возведение Стены и ее разрушение. Именно здесь в 1963-м Джон Ф. Кеннеди произнес свое знаменитое: «Я — берлинец». Именно этому фестивалю устраивали бойкоты Голливуд — после неприсуждения в 1969-м приза фильму «Полуночный ковбой» — и весь социалистический лагерь — после показа в 1979-м «Охотника на оленей» (этому событию была посвящена даже специальная конференция с участием тогдашних руководителей национальных кинематографий, членов жюри и руководства фестиваля, в ходе которой выяснилось, что организацией бойкота руководил лично тогдашний министр иностранных дел СССР Андрей Громыко). Именно здесь в 1987 году произошла историческая встреча («Рейкьявик кинематографистов») Элема Климова и президента Ассоциации американских кинопродюсеров Джека Валенти.

И вот через 10 лет после падения Стены 50-й Берлинале открылся в продолжающем строиться новом комплексе Потсдамер Плац. Еще несколько лет назад это пустынное пространство около Стены (ее остатки можно увидеть и сейчас, стоит отойти от фестивального центра на несколько десятков метров) стало обрастать подъемными кранами и строительными площадками, которые за это время раздвинулись вширь, оставив посередине — как будто вылупившимися из скорлупы — фешенебельный комплекс Даймлер-Крайслер-центра с 16-зальным мегаплексом «Синемакс» на 800 мест, Сони-центра с 8-зальным мультиплексом «Синестар» на 600 мест и гигантского Берлинале-паласа вместимостью 1700 зрителей, оборудованного новейшей звуко- и проекционной аппаратурой.

Именно в этом дворце 9 февраля состоялось торжественное открытие Берлинале-2000, на котором был показан 20-й фильм в 30-летней кинокарьере выдающегося немецкого режиссера Вима Вендерса «Отель «Миллион долларов». Здесь, всего лишь в нескольких шагах, он снимал свой шедевр 1987 года «Небо над Берлином», и новый его фильм, окрещенный некоторыми критиками «Небо над Лос-Анджелесом», является собранием почти всех тем и мотивов его творчества: американская треш- культура, «крутая» музыка, «черный» фильм и потерянные души, ищущие спасения. Действие фильма происходит в 2001 году. Сюжет, основан на идее солиста группы U2 Боно (написавшего и часть музыки к фильму) и повествует о расследовании агентом ФБР Скиннером (в сверхсамоироничном исполнении Мела Гибсона, являющегося, кроме всего прочего, и исполнительным продюсером фильма) таинственного (само-?)убийства художника-наркомана Иззи Голдкиса (Тим Рот), оказавшегося сыном медиа-магната. Иззи упал с крыши отеля «Миллион долларов», расположенного в центре Лос-Анджелеса и населенного сонмом неудачников и сумасшедших, среди которых и предстоит найти убийцу. В их числе — «человек-ангел» Том Том (Джереми Дейвис), комментирующий сюжет в момент собственного падения с крыши, его возлюбленная —проститутка Элоиза (Мила Йовович), увлекающаяся чтением интеллектуальной литературы, мошенник Джеронимо, пытающийся продавать работы Иззи, «пятый Битл» Дикси, утверждающий, что именно он написал все основные песни группы, свихнувшаяся Вивьен, утверждающая, что была невестой Иззи, и другие. Но чем глубже агент Скиннер (сам не совсем нормальный, так как был рожден с тремя руками, одну из которых удалили) погружается в расследование, тем размытее становятся границы между реальностью и иллюзией, между жертвой и преступником, между здравым смыслом и безумием. Удивительное мастерство Вендерса принесло ему приз жюри — «Серебряный медведь», а бывшая киевлянка Мила Йовович в течение всего фестиваля смотрела на берлинскую публику с гигантских плакатов спонсора — фирмы «Л’Ореаль» — со слоганом «Красота нового тысячелетия».

Немаловажной и очень характерной особенностью фильма Вендерса является то, что впервые была осуществлена его полная дигитализация и цифровая проекция в рамках фестиваля. Сам Вим Вендерс принял участие в презентации новой электронной технологии фирмы «Сони» — цифровой видеокамеры 24р, качество отснятого материала на которой сравнимо с качеством киноизображения. Более того, впервые в истории Берлинале в конкурсе были показаны два фильма, снятых цифровыми видеокамерами. Один из них является частью большого проекта франко-немецкого телеканала ARTE «Маленькие камеры», призванного дать возможность начинающим режиссерам снять их первые фильмы, а признанным мастерам — попробовать что-то новое, используя миниатюрные цифровые видеокамеры и небольшие съемочные группы. Тонкий психолог Клод Миллер с радостью воспользовался предоставленной ему возможностью реализовать проект, вынашиваемый им многие годы. Фильм «О женщинах и волшебстве» («Комната волшебниц») рассказывает историю студентки Клер, страдающей от приступов мигрени, вызванных навалившимися на нее жизненными проблемами. В неврологической клинике, куда ее направляет врач, она проводит несколько месяцев в одной палате с молодой Одеттой, у которой парализованы обе ноги, и с пожилой, выжившей из ума Элеонорой. Столкновение с чужими страданиями вылечивает Клер и помогает ей вновь обрести силы. Этот потрясающе сыгранный актерами фильм поставлен Миллером с необычной, поражающей непосредственностью, он создает атмосферу призрачного пребывания между реальностью и фантазиями. Приз ФИПРЕССИ (Международной ассоциации кинокритиков) — достойная оценка мастерства режиссера.

Еще один фильм из серии «Маленькие камеры» был представлен в главной параллельной секции фестиваля — «Панораме», призванной показать публике наиболее необычные по тематике произведения. Речь идет о картине «Дорога №7 — Тропа наслаждений» Жана-Пьера Синапи — комедии из жизни дома инвалидов (!), основанной на реальных фактах. Главный герой этого фильма — 50-летний Рене, страдающий прогрессирующей мышечной атрофией, невыносим для окружающих. И только начинающей медсестре Жюли он открывает свое сокровенное желание — переспать с женщиной, пока болезнь не зашла слишком далеко. Борясь с предрассудками и лицемерием персонала, Жюли выполняет его просьбу — и Рене превращается в саму доброту. Остальные пациенты-инвалиды не могут не заметить столь разительную перемену — и требуют равноправия для всех... Удивительная теплота, с которой сделан фильм, а также чистота и честность, проявленные режиссером при обращении к довольно скользкой теме, подкрепленные игрой самих инвалидов, принесли «Дороге №7» самую дорогую для кинематографиста награду — Приз публики.

Стремление «Панорамы» демонстрировать неортодоксальные произведения уже многие годы подкрепляется особым вниманием ее программаторов к фильмам гомосексуальной и лесбийской тематики. Кроме персональных интересов руководства «Панорамы», здесь наверняка прослеживается воздействие и ауры Берлина в целом — общепризнанной европейской столицы сексуальных меньшинств (вспомним прошлогодний «Парад любви»). Характерным для фестиваля этого года было то, что фильмы, имевшие указанный контекст, составляли весомую часть не только в «Панораме», но и в официальной программе. Неудивительно поэтому, что традиционный приз гомосексуально- лесбийского жюри «Плюшевый мишка» был присужден конкурсному фильму «Капли на раскаленных камнях» Франсуа Озона. Особенно интересно в данном случае то, что один из самых экстравагантных, гротескных и ироничных молодых французских режиссеров, исследующий такие темы, как инцест, убийство, сексуальность, суицид, садомазохизм и вуайеризм (знакомый нашему зрителю по предыдущему своему фильму «Криминальные любовники», показанному на «Молодости-99»), обратился к первой пьесе Р.Фасбиндера, написанной им в 19-летнем возрасте и никогда не экранизирующейся и не поставленной в театре. Блистательно разыгранная история любовной связи между преуспевающим бизнесменом Леопольдом (Бернар Жиродо) и молодым и наивным Францем (Малик Зиди). Герои постепенно начинают манипулировать друг другом, ситуация усугубляется, когда появляются две их бывшие любовницы (Людивиль Санье и Анна Томпсон). Фильм гармонично совмещает в себе стиль раннего Фасбиндера, реалии 70-х и странное пристрастие молодого француза к немецкой культуре и языку плюс кинематографическая точность, черный юмор, а также глубокое проникновение в тайны взаимодействия полов.

Понятно, что фильмы такого плана не могли найти отклика у членов международного жюри — людей безусловно достойных и уважаемых в кинематографическом мире, но имеющих более традиционные пристрастия. Представители восьми стран — актеры, режиссеры, продюсеры и кинокритики — собрались под председательством выдающейся китайской актрисы (и очень красивой женщины — ее портрет также украшал фестивальные площади на плакатах «Л’Ореаля») Гонг Ли. Но, безусловно, не этим фактом объясняется высокая оценка, данная фильму известного китайского режиссера Чжана Имоу «Дорога домой». Более того, учитывая то, что Гонг Ли была открыта Чжаном Имоу, сыграла в его фильмах свои лучшие роли, прожила с ним несколько лет в браке, окончившемся разводом, многие скептики предполагали, что ее ревность к не менее красивой и более молодой пассии маэстро, исполнительнице главной роли в его фильме Чжан Зии может повлиять на распределение наград. Тем не менее объективность взяла верх. История, рассказанная в фильме, проста, деликатна и чиста. Молодой бизнесмен возвращается в родную деревню в связи со смертью отца. Его престарелая мать хочет, чтобы были соблюдены все старые похоронные обычаи, вне зависимости от того, насколько они неудобны или несовременны. Пытаясь решить эту проблему, сын «вспоминает», как его родители узнали и полюбили друг друга в середине 50-х годов, и это заставляет его выполнить волю матери. Картина становится гимном доброте, верности и терпению. Соединяя в себе черно-белые кадры современности и яркие цвета прошлого, историю любви и хронику похорон, она повествует о всепобеждающей силе любви и не оставляет зрителя спокойным. Заслуженный Гран-при жюри «Серебряный медведь» плюс главный приз жюри экуменического.

Присутствие еще одного члена жюри — великого польского режиссера Анджея Вайды было ознаменовано несколькими событиями. Во-первых, незадолго до Берлинале стало известно, что через месяц ему будет вручен почетный «Оскар» за вклад в развитие мирового кино — в подтверждение дюжины аналогичных призов, полученных им в разных странах. Во-вторых, в рамках фестиваля состоялась международная премьера последнего произведения мэтра — экранизации классической поэмы Адама Мицкевича «Пан Тадеуш», как всегда мастерски поставленной, разыгранной звездами первой величины Даниэлем Ольбрыхским, Богуславом Линдой, Гражиной Шапаловской и другими и собравшего в Польше более 6 млн. зрителей. И наконец, его именем назван «Приз свободы», впервые вручаемый в этом году. Во время Берлинале-99 Американский кинофонд совместно с фирмой «Филипп Морис» и Карловарским кинофестивалем учредили приз, который отмечает универсальные идеалы свободы и демократии, отраженные в произведениях киноискусства, прослеживающих жизнь тех, кто находится в бывшем социалистическом блоке после падения Берлинской стены. Первым лауреатом стала наша соотечественница Кира Муратова, в ознаменование 10-летия присуждения ее шедевру «Астенический синдром» «Серебряного медведя». Будем надеяться, что 10 тыс. долларов, являющиеся денежным выражением этого приза, станут хорошим подспорьем в съемках ее нового фильма. А пока в рамках «Панорамы» была показана ее 20-минутная «четвертая история» — «Письмо в Америку», подтвердив пристальное внимание фестиваля к ее творчеству. Отметим, что среди других русскоязычных фильмов, показанных в Берлине, был хит российского сезона «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, новая работа Владимира Хотиненко «Страстной бульвар» (показанная в рамках форума — еще одной параллельной секцией, посвященной экспериментальным и авангардным произведениям) и ироничная анимационно-игровая короткометражка Сергея Овчарова «Подвиги Геракла». Главным же для российского кино было участие в конкурсе долгожданного блокбастера «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина — экранизации повести А.Пушкина «Капитанская дочка», приуроченная (с опозданием) к 200-летию поэта. К сожалению, былая мода на русский размах прошла — и количество привезенной в багаже делегацией из Москвы черной икры, съеденной на банкете по поводу премьеры, вызвало такие же ироничные замечания в кулуарах фестиваля, как и то, что показанная копия оказалась на 12 минут длиннее предполагаемой первоначально (для сравнения отметим, что многие режиссеры, такие, как Анджей Вайда или Оливер Стоун, сделали для международной аудитории укороченные версии своих фильмов). Даже гениальная игра Сергея Маковецкого в роли Швабрина не смогла спасти эту, в худшем смысле слова, традиционную экранизацию.

(Окончание в следующем номере)